19 июня 2019 г.

Тени Парфенона: Таис Афинская (5)


Выйдя в аллею, ведшую от митрополичьего дома к храму, обсаженную оливковыми деревьями и кустами роз, Шекер только вынул сигарету с зажигалкой, как увидел идущую навстречу Таис. На ней было длинное легкое платье-туника, серое с узором из крупных синих цветов, перехваченное под грудью широким синим поясом-лентой, и синие туфли-балетки. Куста узнала его и улыбнулась. Они поздоровались, и девушка спросила:

— Пришли кого-то допрашивать?

— Да. Вам я бы тоже хотел задать еще пару вопросов. Вы торопитесь?

— Нет, могу уделить вам какое-то время. Можем сесть где-нибудь… вон там, например. — Она указала на свободную скамейку, одну из нескольких в аллее. Они сели, и Шекер спросил:

— Не возражаете, если я закурю?

— Пожалуйста. Но вообще-то на Акрополе курить запрещено. Хотя вас-то, наверное, некому штрафовать. — Она улыбнулась.

— Н-да… — Хош вспомнил, что при входе на Акрополь действительно видел запретительный знак. Пришлось убрать вожделенную сигарету до лучших времен. — А вы, конечно, не курите?

— Нет. Идея вдыхать дым кажется мне странной.

— А идея вдыхать ладан во время службы? — поинтересовался Хош, вертя в пальцах зажигалку.

— Хм… Ладан ароматный, и в нем, думаю, нет такой концентрации вредных веществ.

— Подозреваю, что «вредные вещества» находятся большей частью у нас в голове.

— Вы придерживаетесь теории, что если не верить в существование вирусов, то не заболеешь? — Таис издала смешок. — В болезнях действительно велика роль психосоматики, но не из-за самовнушения, а потому, что психические травмы ослабляют организм — он перестает нормально функционировать и отражать атаки микробов.

— Вот поэтому лучше всего быть циником и ни о чем не переживать.

— У вас это получается?

— Не всегда. Но я достиг в этом определенных успехов. Иначе в астиномии вообще невозможно работать. Но к делу. Мне сказали, что вы в субботу дежурили в трапезной в митрополичьем доме.

— Да, мы вдвоем с Юлией дежурили. Юлия это еще одна наша работница…

— Знаю. Отец Георгий Мелас при вас там обедал?

— Да. А что?

— Вы разве не знаете, что он отравился в тот день?

— Отравился? — удивленно переспросила девушка, повернувшись к Хошу, и он заметил, что глаза у нее не чисто карие: по краю шел темно-серый ободок. — Нет, я ничего об этом не знаю. Но я же его только что в храме видела, он молебен служил…

— Сейчас с ним уже всё хорошо. Он и вчера вечером был вполне бодр, я к нему заезжал. Но он рассказал, что в субботу что-то съел, после чего у него схватил живот и он всё воскресенье безвылазно просидел дома, лечил последствия отравления. Так вот, я хотел у вас спросить: помните ли вы, что он тогда ел?

— Конечно, помню! Овощной суп и чай с пахлавой. Суп мы с Юлией вдвоем варили, обычный томатный суп с чесноком и сельдереем. Невозможно, чтобы отец Георгий этим отравился! Мы все в тот день ели то же самое, и никто не отравился.

— Точно?

— Совершенно точно!

— Овощным супом в самом деле мудрено отравиться, — пробормотал Хош и нахмурился. Если Мелас не врет и в самом деле отравился, то чем? Питой из «Симпосия»? А что, если он врет? Тогда «альфа-3» превращает его фактически в главного подозреваемого. На которого он, однако, нисколько не похож! Как и на лжеца… — А еще кто-нибудь ел с ним вместе в трапезной?

— Нет, это же днем было. Священники, что утром служили, уже ушли, а к вечерне еще никто не пришел. Отец Георгий в тот день дежурил, так он только забежал поесть быстренько и ушел сразу. Но он до вечера в храме был и вечерню служил вместе с отцом Александром… Может, он после службы что-нибудь взял с поминального столика… — нерешительно предположила Таис.

— Что еще за столик?

— Да люди приносят еду на помин своих родных и оставляют для храмовых работников, чтобы те ели и молились за души усопших. Эти продукты потом несут в трапезную и там используют, а если много принесли — раздают клирикам и другим работникам.

— Это не тот столик, что там в трапезной стоит у двери? Я видел на нем какие-то пакеты с едой.

— Да-да, это он и есть.

 Вы не видели, брал в субботу отец Георгий оттуда продукты домой или нет?

— Нет. Но это же у самого отца Георгия можно спросить. Я только уверена, что нашей стряпней в тот день он не травился. Если б с ним что-то случилось в тот вечер в храме, мне бы Анна, наша уборщица, точно сказала, она всегда готова разболтать всё, что узнает…

— Да, это я уже понял. — Хош усмехнулся.

— Вы с ней разговаривали?

— Немного. И после этого разговора, признаться, подумал, что вы поступили опрометчиво, уйдя с прежней работы в Парфенон.

— Не думаю. Конечно, здесь — не моя среда. Но я не жалею, что получила такой опыт. А так я в любой момент могу устроиться куда угодно. У меня диплом Академии и пять с половиной лет работы в ней.

Она ничуть не рисовалась, потому что говорила сущую правду. Афинская Академия! Спустя столько веков эти два слова по-прежнему обладали великой магией, пожалуй, теперь даже большей, чем когда-либо прежде. Со времен Платона в мире расплодилось множество академий, но только здешнюю можно было в разговоре назвать Академией без дополнительных уточнений: поймут и так. Порой Шекер с грустной усмешкой думал, что человечеству уже никогда не удастся сотворить что-либо, способное по долговечности славы сравниться с созданным древними греками, — догадывались ли они об этом, когда Платон и Аристотель читали лекции ученикам? В Академию поступали лучшие, и год от года на все факультеты сохранялся огромный конкурс. Обучение для византийцев было бесплатным, но родители зарубежных студентов безропотно выкладывали огромные деньги, только бы их чадо приобрело знаменитый диплом с тисненой золотой совой или сподобилось защитить диссертацию в одном из зданий на холме Стрефи. Разумеется, славу Академии неукоснительно поддерживали на должном уровне: получаемые в ней знания и навыки, несомненно, стоили потраченных на обучение сил и денег. Перед ее дипломом открывались любые двери, Куста не преувеличивала.

— Из Парфенона я уйду, — продолжала Таис, — но не прямо сию минуту, а когда вы поймаете убийцу и станет ясно, что произошло. Я… хочу знать, почему. Этого не должно было случиться! — Ее голос задрожал. — Отец Александр был лучшим из них! Почему именно он? За что?!

— Боюсь, вам не понравится ответ, когда мы его найдем. Причины убийств чаще всего банальны и мерзки.

Хош не любил думать об этом, но порой не мог отделаться от мыслей, что, какое бы наказание ни получил убийца, это уже ничего не изменит. Убийца отнимал у человека те годы, часто десятилетия, которые тот мог бы прожить более или менее счастливо и плодотворно, отнимал эти годы и у тех, кто любил убитого… А в отместку получал в лучшем случае пожизненное — какая уж тут справедливость! На земле всё устроено так, что даже и с применением смертной казни справедливости не достигнешь. Разве что утешаться мыслью о небесном воздаянии…

— А что говорит ваша религия о безвременной смерти? — поинтересовался он. Таис несколько секунд молча разглядывала свои руки, а потом медленно процитировала:

— «Благоугодив Богу, он был возлюблен, и преставился живший посреди грешников. Он был взят, дабы не извратило зло рассудок его или обман не прельстил душу его. Ибо чары порочности помрачают прекрасное, и блуждание похоти портит ум незлобивый. Усовершившись, за малое время восполнил он многие годы, ибо угодна была Господу душа его, посему и поспешил он от среды лукавства. Люди же, увидев, не уразумели и не вложили того в помышление, что благодать и милость для избранных Его и посещение — преподобным Его».

— Откуда это?

— Библия, Премудрость Соломона. Это из паремии — отрывок, который читают на службах в честь святых. Правда, на службе читают по-древнегречески, это я переложила на современный язык.

«Они до сих пор служат на древнегреческом, удивительная архаика! — подумал Хош. — А еще жалуются, что паствы теперь мало… Кому охота вникать во все эти древние рулады? Человек всю неделю работает, а в воскресенье вместо отдыха идет в храм, но и тут вынужден напрягать мозги, чтобы понять, что читают и поют… Развлечение, скорее, для ученых, чем для простого люда. Но что в церкви делать ученым?»

— В таком взгляде на вещи есть некоторая логика, но весьма мрачная, — сказал он. — Выходит, что хороший человек изымается из среды живых пораньше только потому, что, поживи он подольше, непременно впал бы в какие-нибудь ужасные грехи и уподобился окружающим негодяям. — Хош хмыкнул. — Даже я, навидавшийся всякого асти, не склонен с этим согласиться.

— Это лишь одна из причин. Другая — что человек настолько усовершился, что ему больше нет нужды оставаться в этом мире, он достиг святости, исполнил свое предназначение… Вот это можно, наверное, сказать и об отце Александре. По крайней мере, в этих рассуждениях есть хотя бы нечто утешительное.

— Так вы считаете отца Александра святым? — Шекер чуть приподнял брови.

— Да, — просто ответила Таис. — Я так ощущаю.

«Расследовать убийство святого мне еще не приходилось», — подумал Хош с неопределенным чувством. У него не было причин не верить ощущениям Кусты, но не было и оснований верить. Да и что ему с того? Был Зестос святым или нет, в расследовании это не поможет! Вот если б покойный явился с того света и подсказал, в каком направлении копать… Но такое разве что в житиях бывает, а в реальности придется долго и муторно допрашивать, выяснять, анализировать…

— Я бы хотела помочь, — вдруг сказала девушка. — Могу я как-то помочь вам? Пока я работаю в Парфеноне, я же могу понаблюдать за кем-то, что-то услышать, заметить… Что-нибудь важное. Как вы думаете?

Хош слегка удивился, но виду не подал и ответил:

— Мы не имеем права привлекать гражданских к расследованию уголовных дел. Это может быть опасно для вас, если убийца ходит где-то здесь.

— А вы точно уверены, что он здесь? Я вчера весь вечер думала над вашими словами… Так ужасно подозревать, что это может быть кто-то из Парфенона! Но…

— Но? — Шекер пристально посмотрел на нее.

— Но у меня нет твердых доводов, чтобы это полностью исключить. В конце концов, люди часто бывают не теми, кем кажутся…

— Вот именно. Кстати, ваш митрополит мне заявил, что отца Александра убили сатанисты. Что вы об этом думаете?

— Сатанисты? — недоуменно переспросила Таис. — Он что, это серьезно говорил?

— Как сказать… По крайней мере, мне эту версию он скормить попытался всерьез. Другое дело, верит ли он сам в нее.

— Не ожидала от владыки. — Куста хмыкнула. — Честно говоря, он вообще, пожалуй, последний в Парфеноне, от кого бы я ждала такой версии.

— Почему? — заинтересовался Хош.

— Просто, пока я здесь работаю и общаюсь с людьми, у меня сложилось впечатление, что владыка — прежде всего прагматик. И уж точно не склонен к мистицизму. Это Анна или Мария… ну, или отец Феофил могут всерьез что-то объяснять «происками сатаны»…

— А остальные, значит, в черта не верят?

— Не то, чтобы не верят, но… Знаете, есть такие сборники рассказов о древних монахах, называются патерики, там разные коротенькие истории и наставления, из жизни или придуманные по случаю. Я читала один патерик и запомнила такую историю: монах, которому дано было зреть духовных существ, однажды увидел, как бесы сидят на заборе и болтают ногами. Он их спросил: «Что это вы тут сидите и бездельничаете?» — то есть не искушаете никого. И они ответили: «А зачем нам что-то делать? Люди сами всё лучше нас делают!»

Хош рассмеялся.

— Толковая история! Я тоже думаю, что степень вмешательства потусторонних сил в здешние дела слишком преувеличена. Удобно валить всё на сатану, а сам ты вроде бы и не очень виноват… Так что в версию о сатанистах я нисколько не верю, хотя ее уже растиражировали в СМИ. — Шекер умолчал, что это было сделано с его подачи. — Думаю, отца Александра убили за то, что он узнал о чьих-то темных делишках. А поскольку общался и вращался он почти исключительно в церковной среде, то делишки эти — наверняка кого-то из этой среды. И они были весьма темными, если сделавшие их пошли на убийство, чтобы избежать огласки.

— Ну вот, — оживилась Таис, — я и думаю, что могла бы чем-то помочь! То есть не нарочно куда-то лезть и подсматривать, это в самом деле может быть опасно, но просто повнимательней смотреть на то, что происходит вокруг. Ведь это же само по себе еще не опасно? То есть, если я всё равно по работе где-то нахожусь — в храме, или в трапезной, или еще где-то здесь, никто же не заподозрит, будто я что-то вынюхиваю…

Шекер задумался. Это предложение в самом деле имело смысл. Тем более, что до сих пор в деле так и нет зацепок…

— Вы правы, — сказал он, — сейчас мне бы очень пригодился наблюдатель при Парфеноне, а вы в самом деле идеальная кандидатура. Вы тут работаете, всем примелькались, а значит, можете наблюдать незаметно. Но запомните: никакой самодеятельности! Ничего не делайте специально такого, чего вы не делали раньше, не мозольте никому глаза. Вы ни в коем случае не должны проявлять необычное любопытство и совать нос туда, где раньше вас не замечали. Это привлечет внимание, и если преступники действительно здесь, вы их спугнете, а себя подвергнете опасности. Вы должны просто делать то же, что обычно, но при этом смотреть и замечать всё, что можно. Никогда не знаешь, что за деталь, какая мелочь приведет к преступнику. Обычно на мелочах они и палятся.

Куста слушала его очень внимательно.

— Да, — кивнула она, — я поняла. Я никуда не буду ввязываться, не беспокойтесь. Просто буду смотреть. А если я замечу или услышу что-нибудь, что покажется важным, как мне связаться с вами?

Шекер достал из заднего кармана арапок визитницу и вручил Таис белый с синим кантом прямоугольник картона со своими данными.

— Лучше всего пошлите мне свиток с условной фразой… например, «бесы болтают ногами» и цифру — через сколько минут вы будете готовы со мной переговорить. И я вам позвоню.

Таис улыбнулась.

— Договорились, — сказала она, и оба поднялись со скамьи. — Спасибо, что разрешили помочь вам! Для меня это… очень важно. Ведь это, наверное, единственное, что я могу теперь сделать для отца Александра.


 ————— оглавление —————

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Схолия