Утреня в монастыре Живоносного
Источника начиналась в шесть, но Дари вставала легко — не то, что на родине,
где после послушаний на огороде или в поле она с трудом выстаивала службы, а
утром еле продирала глаза; но хочешь, не хочешь, приходилось обретать бодрость
на трудовой день, притом без всякого греческого кофе… Служили тут неспешно,
читали чуть нараспев, четко и понятно, а пели так, что Дари возносилась душой —
древние византийские распевы сразу пришлись ей по сердцу, и только здесь она
поняла, насколько негармонично отечественное партесное пение, к которому она
привыкла. На службах она стояла позади всех и присматривалась ко всему,
наблюдала, анализировала — в самом деле, ведь владыка Пимен, отправляя ее сюда,
благословил «смотреть внимательно, все запоминать и набираться опыта»!
Но легко сказать: набирайся
опыта. А как его наберешься, и что с ним потом делать, если здесь все было
совершенно другое? Правда, ротонда главного храма немного напомнила Дари
церковь Всех Святых, которую она видела в Тюмени. Но то был маленький
кладбищенский храм, притом единственный такой на всю Сибирь, а здесь… Здесь
было нечто грандиозное, величественное, хотя непривычное и редкое даже для
Византии. Храм, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник», был
построен в первой трети шестнадцатого века, в правление Льва Ужасного. К тому
времени древняя базилика, созданная Юстинианом Великим, уже окончательно
обветшала и грозила похоронить под обломками чудотворный источник, к которому
много сотен лет стремились больные и страждущие. Дари очень любила службу
знаменитой иконе, чей праздник отмечался в пятницу на Пасхальной неделе, но
никогда не думала, что увидит и храм, и икону, и сам источник своими глазами и
даже сможет каждый день пить целебную воду из серебряного ковшика.
— Надо же, она действительно
сладкая, а я-то думала — это метафора, — пробормотала девушка, впервые отведав
голубоватую влагу.
Впрочем, в ковшике она не имела
цвета. А вот в плоской чаше небольшого бассейна, под яркими лампами, светилась
удивительной нежной бирюзой. Вальяжные рыбы смотрелись в ней как рыжие листья
рябины в ведре колодезной воды, которое бабушка приносила по утрам в избу…
Только та вода была обжигающе холодна, а вода Живоносного источника приятно
освежала жарким царьградским августом.
Бассейн для источника был устроен
в подземной крипте, считавшейся самой древней частью храма. Потертые камни
помнили, может быть, самого Юстиниана. Почти полторы тысячи лет! У Дари порой
начинала кружиться голова от ощущения древности. В крипте было сыровато и днем
толпился народ. Гораздо приятнее было зайти туда перед утреней, когда внизу
слышалось только журчание воды и потрескивание свечей перед чудотворной иконой,
и можно было прижаться лбом к влажному сероватому мрамору…
А наверху потом всегда ждала сказка.
Восходящее солнце освещало круглый храм целым веером ярких полос, которые
медленно двигались по полу и то разгорались ярче, то исчезали, бледнея. Войдя
на рассвете внутрь через множество длинных окон в стенах и барабане купола,
светило до вечера играло цветными бликами на кружеве капителей, хороводах
колонн и причудливых мраморных разводах стенной облицовки.
Храм этот придумал придворный
архитектор, игумен Феоктист. Это была эпоха, когда зодчие не столько искали
новых форм, сколько хотели наполнить старые множеством смыслов и символов. Взяв
за основу древний мартирий, Феоктист придал новому храму форму, напоминающую
каменную чашу Живоносного Источника — такую, как на знаменитой иконе. Причем,
будучи обеспечен почти неограниченными ресурсами Ужасного тирана, он позволил
себе уйти от строгой геометричности древних ротонд, украсив фасад бесчисленными
поясками, колонками, медальонами, прорезав множеством окон с богатым
убранством. Сравнительно небольшая алтарная абсида была пристроена к восточной
части цилиндра. Дари ожидала увидеть в таком прекрасном храме иконостас
невероятных размеров и красоты и очень удивилась, обнаружив, что алтарь отделен
только невысокой стенкой, состоящей из колонок и одного ряда икон. Она очень
скоро осознала преимущества такого решения: утром здесь не приходилось стоять в
полутьме, созерцая уходящие под купол ряды суровых святых, и слышать, как
священники, отгородившись иконостасом, обсуждают свое житье-бытье. Здесь
повсюду был свет, а святые были рядом, и Бог ощутимо присутствовал в каждой
клеточке пространства.
Золотой крест над храмом
Источника был виден издалека. Монастырскую ограду со всех сторон окружали
кладбища и парки знаменитого Зеленого Пояса, тянувшегося вдоль сухопутных
укреплений Константинополя от Пропонтиды до Золотого Рога, а жилые кварталы
начинались примерно в двух километрах, почтительно отступив от двойных стен
императора Феодосия. Так что в монастыре обычно было тихо.
Поднявшись еще до света, Дари
быстро умылась, прочитала утреннее правило и, пробежав через вымощенную
мрамором площадь, спустилась к Источнику, а оттуда поднялась в сам храм. Вскоре
сестра Евстолия, стоя с часословом напротив святых врат, уже выводила нараспев
«Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело…»
Голос ее был слышен в каждом закоулке храма. А потом, в конце службы, почти по
возгласе: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» — яркий луч солнца проник в
абсиду и осветил золоченый престол…
«Все-таки утреню нужно служить
утром, а не как у нас», — подумала Дари.
Сразу после утрени начались часы
и литургия. Во время отпуста третьего часа в храм вошел высокий молодой человек
в черных брюках и голубой рубашке с коротким рукавом. Приложившись к большой
иконе Нерукотворного Спаса, в честь праздника положенной на аналое в центре
храма рядом с иконой Воскресения, он подошел к образу святого Георгия
Победоносца, зажег большую свечу из белого воска и воткнул в песок, которым
здесь были заполнены подсвечники — Дари обнаружила, что это очень удобно: не
надо было бесконечно чистить их, выковыривая огарки из гнезд, просто
периодически верхний слой песка меняли на чистый, и только. Помолившись
великомученику, молодой человек перекрестился с поклоном и пошел назад, ближе к
входу в храм. Тут Дари и встретилась с ним глазами. «Ох, какой красавец!» —
промелькнуло у нее в голове. Он действительно был очень хорош собой — коротко
подстриженный широкоплечий брюнет с выразительными чертами лица, большими
карими глазами и красивым ртом, который чуть тронула улыбка, когда он
приветствовал Дари легким поклоном. В то же время он кого-то напомнил девушке,
и когда он уже встал у колонны чуть левее нее, она вдруг поняла: в его лице
было явное сходство с монахиней Евстолией, хотя та красотой не блистала и
вообще была несколько болезненной, поэтому в обители исполняла послушания, не
требовавшие большой физической нагрузки. «Так это, наверное, и есть тот самый
Василий!» — подумала Дари.
После литургии, за которой все
причастились, в том числе и молодой человек, Илария сразу познакомила их.
Василий Феотоки действительно был братом Евстолии и пришел помолиться об успехе
на предстоящих бегах.
— Ты победишь, победишь! —
воскликнула Лари. — Мы будем за тебя болеть! Нас с Дари матушка благословила
ходить на Ипподром по твоим билетам! Спасибо тебе, Василь!
— Вот как? — улыбнулся он. — Рад,
что смог доставить удовольствие вашей гостье!
— Да-да, она хоть повеселится! А
то у них в Сибири всё так странно, все ходят мрачные и никто не смеется, потому
что это грех! — Илария залилась веселым смехом.
— Неужели? — Василий удивленно
взглянул на Дари. — Наверное, Лари преувеличивает!
Дари чуть покраснела и ответила:
— Да нет, к сожалению. То есть
мирские люди у нас смеются… ну, если, конечно, не совсем такие… благочестивые…
А вот в монастырях у нас смеяться и правда не принято. Считается, что это
недуховно, надо всегда думать о своих грехах, о суде… о вечных муках…
— Брр, как страшно! — весело
сказал Василий. — И вы, Дари, всегда ходите и думаете о суде и муках?
— Нет, там я чаще думала о том,
как бы поскорей работу окончить или службу отстоять и до постели добраться, —
призналась она смущенно. — У нас там такой распорядок…
— Как на каторге! — вмешалась
Лари. — Я в школе читала одну повесть про русскую каторгу… О Боже, какой ужас,
я так плакала! Вот у них в монастыре так же, представь, Василь! Это они так
Богу служат! Ну, разве можно так Богу угодить?! Как будто Ему удовольствие,
когда люди мучаются и падают от усталости, ни о чем думать не могут, только бы
до подушки доползти! Да? да? — она возмущенно посмотрела на Дари. — Как вы
вообще можете верить в такого Бога?!
— Так а у нас там никто не
задумывается, — вздохнула Дари. — Это вот сюда я как приехала, так думаю,
думаю… А там… там думать некогда, — она усмехнулась, — и это спасает:
отработала — и отключилась.
— Что же у вас там — больше
работают, чем молятся? — удивился Василий, внимательно глядя на нее. — У
монахов же главным занятием должна быть молитва… Для того и в монастырь идут,
чтоб молиться за всех! Работать и в миру можно.
— Ну да, молитва! — с горечью
сказала Дари. — Это тут вот молитва! Сестры и в кельях молятся много, и на
службы все ходят… А у нас любимая присказка: «послушание выше поста и молитвы»!
На службы ходить не обязательно, а вот работать, куда послали — попробуй не
поработай… В наказание еще тяжелей послушание дадут!
— Какие вы страшные вещи
рассказываете! — серьезно проговорил Василий. — Но вы вроде не выглядите такой
уж изможденной… Или это вы здесь уже пришли в себя? — он улыбнулся.
— Да я просто на здоровье никогда
не жаловалась, — смутилась Дари. — К тому же я все больше на воздухе работаю… в
огороде, в поле… А зимой меня чаще всего ставят в швейную… Да еще я на клиросе
пою, так что на службы всегда попадаю. А вот кто в коровнике, или на кухне, или
в пекарне… Ой!.. Я в пекарне раз была, так руки обожгла… Потом меня опять туда
хотели, но я не выдержала и говорю: не пойду, а будете заставлять, уйду из
монастыря! В общем, устроила бунт, — она улыбнулась. — Это еще в первый год
было. Но я шью очень хорошо, и мать игуменья не хотела меня отпускать, так что
меня больше к печке не ставили.
— Во, молодец! — похвалила ее
Лари. — Против таких порядков и надо бунтовать! Да у вас там вообще нужна…
революция! Вот ты приедешь, расскажи им про все, как у нас! Неужели они не
захотят ничего менять?
— Боюсь, что… — Дари на мгновение
умолкла, и тень прошла по ее лицу: она подумала, что уже через две недели
придется возвращаться, а уезжать ей совершенно не хотелось, — когда я расскажу
про здешнюю жизнь, наши мне просто не поверят! А если и поверят, то решат… что
это какой-то либерализм… «загнивание православия, апостасия»… Ну, что-то такое.
Ведь как жило русское монашество? Какой-нибудь подвижник отправлялся на север,
на голую скалу молиться Богу. А потом вокруг него собирались ученики,
последователи, и через сто-двести лет скала превращалась в цветущий сад!
Строились храмы десятками, для храмов — кирпичные заводы, гостиницы для
трудников, оранжереи… даже ананасы выращивали! Представляете, сколько работы?
Ну, правда, было и другое течение: такой святой был в пятнадцатом веке,
преподобный Нил Сорский, он как раз был за нестяжание, чтобы у монастырей не
было никаких земель, чтоб хозяйством не заниматься, а больше молиться, на
внутреннюю жизнь внимание обращать… Но победило в итоге другое направление. Так
вот издревле и считается, что монастырю нужно хозяйство, монахи прежде всего
должны работать, не покладая рук… Только вот я иногда думаю: что было бы, если
б монахи просто шли на юг, где сады и так цветут… и вообще жить гораздо проще?
Там можно было бы думать только о Боге… ну, или почти только о Нем…
— Вы уже познакомились, я вижу? —
раздался позади голос игуменьи.
Мать Феофано вышла из церкви и с
улыбкой спустилась по ступенькам к стоящим перед храмом послушницам и молодому
человеку.
— Здравствуй, Василий, рада тебя
видеть у нас! Останешься на трапезу? Время еще вроде бы есть, бега ведь в
полдень?
— Здравствуйте, матушка! Да,
наверное, полчаса у меня еще есть… Спасибо!
— Очень хорошо, тогда пойдемте в
трапезную.
Завтрак прошел быстро: все ели
молча и слушали чтение «Сказаний о подвижничестве преподобных отцов», — а по
окончании трапезы сестры окружили Василия и наперебой желали ему успехов на
предстоящих скачках.
— Желаю вам прекрасно придти,
несравненный возница! — с улыбкой сказала ему худощавая монахиня с большими
серо-карими глазами. — У меня тут своя корысть: если победите и попадете во
Дворец, то сможете рассказать много интересных вещей, которые мне могут
пригодиться. Так что я надеюсь на вас как на глаза и уши, мне-то самой во
Дворец попасть никогда не придется.
— Ну, не зарекайтесь, мать
Кассия! — засмеялся Василий. — Спасибо за пожелание, но я думаю, что ваши
романы вполне могут стяжать вам славу повыше, чему у победителя на бегах. И во
Дворец вы вполне имеете шанс попасть! Тем более, что впервые издаться вам
помогла сама августа… Кстати, как поживает ваш очередной роман?
— Он уже в печати, наконец-то!
Выйдет не позже, чем через месяц, если Бог даст.
— Здорово! Надеюсь
на экземпляр с автографом!
Улыбчивая мать Кассия была для
Дари предметом особенного удивления. Если такие занятия сестер, как переводы
святых отцов и издание православной литературы, были еще понятны, то монахиня,
пишущая романы… Это до сих пор не укладывалось у Дари в голове. Но это было
так: Кассия Скиату окончила философский факультет Константинопольского
Университета и защитила диссертацию по богословию имени у отцов Церкви
четвертого–шестого веков, а поступив в монастырь Источника в возрасте двадцати
шести лет, не только продолжала заниматься научной работой и переводами, но и
писала романы на сюжеты из византийской истории. Первый ее роман, посвященный
жизни ее небесной покровительницы, святой Кассии Константинопольской,
рассказывал и о многих других исторических лицах, современниках знаменитой
песнописицы. Изданный два года назад, роман скоро был раскуплен, несмотря на
большой объем — сама автор шутя называла его «талмудом» и говорила, что больше
таких длинных романов писать не будет. Действительно, следующий ее роман,
бывший в некотором роде продолжением предыдущего, вышел уже гораздо скромнее по
объему; в обители все ожидали его издания с нетерпением. Мать Кассия подарила
Дари экземпляр первого романа, и девушка медленно читала его по вечерам — пока
ей было тяжело одолевать такие объемы художественного текста на греческом. Впрочем,
она дошла уже почти до конца третьей части и пребывала в недоумении: если в
начале она еще не нашла ничего особо крамольного — там рассказывалось больше о
церковных неурядицах и о борьбе иконопочитателей с иконоборцами, то с середины
второй части стали закручиваться всякие любовные сюжеты, и… Дари даже не знала,
читать ли ей дальше, не будет ли это грехом, а спросить у кого-нибудь из сестер
обители стеснялась: она и так выглядела среди них белой вороной со своими
понятиями о благочестии, а тут была вообще опасность обидеть их — они все
гордились Кассией и ее творчеством и, конечно, вряд ли считали его чем-то
злочестивым… Дари хотелось поговорить с самой Кассией, но она пока не решалась.
«Представляю, что сказала бы наша
мать игуменья, если б кто-нибудь из сестер вздумал писать романы про любовь… да
еще с такими сценами! — думала она. — Это же просто было бы “анафема-проклят”…
Должно быть, я чего-то не понимаю в монашеской жизни… или даже совсем ничего не
понимаю… И вообще в жизни тоже… Как это так у нее совмещается? И молитва, и
такое творчество… и гимнография!» Мать Кассия писала еще и службы в честь
святых, причем слыла в Константинополе и даже за его пределами талантливым
гимнографом. Монастырь издавал написанные ею службы отдельными книжечками и продавал
через сайт обители — желающих приобрести было много, не только в Империи, но и
в других странах. Теперь служб Кассииного сочинения накопилось больше двух
десятков, и в монастыре обсуждали возможность издания их отдельной книгой.
«Конечно, писать службы это дар
от Бога, — думала Дари. — Но ведь и романы писать — тоже дар… Значит, и это от
Бога? Нет, все-таки непонятно… многое мне тут непонятно!.. Но вот одно понятно
совершенно точно: мне здесь нравится гораздо больше, чем у нас! Что я буду
делать у нас после того, как видела все это? Как буду жить?.. Это же просто
нужно какое-то средство, чтоб отшибить память! Меня послали сюда набираться
опыта, а опыт оказался таким, что у нас его никогда не возьмут на вооружение…
Нет, об этом даже нечего думать! Ну, разве что владыка решит с нуля
какой-нибудь монастырь организовать с новыми порядками… Но это вряд ли! Если и
организует, то, скорее, мужской. А у нас в обители такие перемены точно
невозможны… У нас даже другими распевами не захотят петь… точнее, не смогут…
Что уж говорить о чем-то еще! Пожалуй, о многом из того, что я тут видела, мне
лучше им совсем не рассказывать! А то еще обвинят во вранье, скажут — я нарочно
это придумала, чтобы всех смутить и произвести бунт… В лучшем случае обругают
“нечестивых греков” и найдут очередной повод потщеславиться истинно-русским
благочестием!.. Даже вот и не знаю, о чем им вообще рассказывать… Ну ладно, я
подумаю об этом в самолете, как раз будет несколько часов, а сейчас лучше не
думать о грустном. Надо наслаждаться нормальной монашеской жизнью. Осталось еще
целых две недели… О, Господи, всего каких-то две недели!..»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Схолия