14 июня 2019 г.

Тени Парфенона: Таис Афинская (3)


Во вторник утром Хош заскочил в Управление, чтобы набросать краткий отчет о ходе расследования для начальства и узнать, что нашли техники в ноутбуке Зестоса. Вокруг убийства уже поднялся шум в СМИ, особенно благодаря несколько зловещему репортажу Феофилы Лапарди на канале «Агора», и Хош позвонил криминалистам, чтобы поторопить их с экспертизой чехла из «альфы».

Техники накануне провозились с ноутом убитого священника допоздна, однако улов их был скуден. Они еще не успели добраться до стертых файлов, но в остальном это был ноутбук обычного пожилого верующего человека: фотографии семейные и церковные, библиотека электронных книг, в основном религиозного и научно-популярного содержания, переписка со знакомыми священниками и верующими, в том числе из других городов.

Распечатанная техниками переписка за последние полгода состояла в основном из поздравлений с православными праздниками и обсуждения духовных вопросов и околоцерковных проблем. Миряне спрашивали, как правильно молиться, о посте при болезни, о мере воздержания в супружеской жизни и еще кучу всего, о чем Шекеру никогда не пришло бы в голову спрашивать кого-то. «Что за инфантилизм? — подумал Хош. — Неужели у этих верующих нет ума, чтобы самим для себя решить эти вопросы? Такое впечатление, что они боятся думать своей головой и обращение к духовнику для них — просто снятие с себя всякой ответственности…»

Один священник советовался с Зестосом насчет епитимии за супружескую измену и внебрачное сожительство: применять к кающимся каноны, за блудные грехи отлучающие от причастия на несколько лет — слишком суровая мера, но что подошло бы взамен? Шекер хмыкнул, проглядывая это письмо и вспоминая Логофетиса с его квартирной хозяйкой: вот уж едва ли казначей кому-то каялся в этом сожительстве! А при этом работает при храме, помощник архиерея и нравится в Парфеноне почти всем. Рассказать ему о людях, кающихся на исповеди в «блудных грехах», так он, наверное, только посмеется, сочтя их несусветными дураками…

Несколько писем касались нападок видеоблогера Романа Сикидита на церковь. Знакомый священник, видимо, еще молодой, спросил отца Александра, что ответить прихожанам, наслушавшимся Сикидита и крайне возмущенным, а отчасти смущенным его поношениями в адрес религии, попов, верующих и самой идеи существования Бога. «Зачем они вообще его смотрят? — написал в ответ отец Александр. — Если питаться с помойки, заболит живот, и кто в этом виноват? Мало ли атеистов на свете». Его адресат возразил, что это, конечно, верно, но теперь некоторые из слушателей Сикидита стали читать книги физиков, психологов и библеистов, на которых он ссылается, и впали в смущение: быть может, Христос был не Богом, а просто иудеем, возомнившим себя Мессией из-за какого-то видения, а всякие откровения святым — всего лишь фантомы человеческой психики? «Я и сам, что греха таить, постепенно начинаю терять уверенность во многом из того, что раньше принимал без вопросов, — признался священник. — У таких, как Сикидит, солидная база для развенчания религии: физика, биология, психология, археология, текстология! А почему же с нашей стороны не слышно толковых опровержений, альтернативных толкований известных фактов? Мы что же, сдаем позиции без боя?» На это Зестос ответил: «Бог есть Дух, чье царство “не приходит приметным образом”, а находится внутри нас. Если там его не обрел и не уверился сердцем, то какие опровержения и толкования тебя уверят? Кто хочет познать Бога рассудочным умом, не познает Его никогда. Царство Христово открывается внутри нас, когда мы соблюдаем заповеди и молимся, а не в результате каких-то внешних манипуляций и не из чтения книг».

«Он, конечно, был мудрым человеком и, видимо, действительно имел духовный опыт, — думал Хош, вчитываясь в отдельные письма убитого. — А всё же многие его ответы — уход от вопросов. Можно не слушать Сикидита, не читать физиков и библеистов и не знать их мнений о Боге, но разве это сделает ту или иную религиозную концепцию истинной? Даже если человек ощутит внутри себя что-то, что сочтет “царством Христовым”, откуда следует, будто это в самом деле нечто божественное, а не психический фантом? Нейробиологи уже разобрали нас на нейроны и, как кто-то из них сказал, “Бога там не увидели”…»

Изучение истории поисковых запросов Зестоса в интернете тоже не дало ничего интересного. Православные сайты, общеобразовательные сайты, сайт вещающего на греческом католического канала «Сердце Иисуса»… «Какая безвкусица!» — подумал Шекер о названии. Блог Сикидита, сайт Британской Гуманистической Ассоциации с публикациями, критикующими креационизм и разумный замысел… Наконец, в самое последнее время Зестос несколько раз посещал туристический сайт «Святая Ариадна», где можно было заказать экскурсии «по православным святыням Афин», групповые или индивидуальные. Вероятно, священник искал гида для кого-то из знакомых. И всё. Опять никаких зацепок.

Из любопытства поинтересовавшись, кто такая святая Ариадна — ведь не дочь же Миноса? — Шекер нашел в сети массу ссылок на православные сайты и, пойдя по одной, прочел краткое житие мученицы Ариадны Промисской, пострадавшей при императоре Адриане. «Неужели христиане верят в подобные россказни? — подумал Хош удивленно. — “Преследователи святой в помрачении ума начали избивать друг друга копьями”, ну надо же!»

Отложив распечатки техников, Шекер задумался, барабаня пальцами по краю стола. Расследование почти застопорилось. Накануне, до поздней ночи листая дома записную книжку Зестоса, он не обнаружил ничего интересного: масса благочестивых цитат из христианской литературы, и только. Помяник убитого священника, как и ожидалось, тоже ничего не дал: имена и имена. «Вот если б еще и фамилии!» — усмехнулся Хош.

Шекер поручил Диане попристальнее изучить распечатки данных из ноутбука Зестоса — всё же он просмотрел их лишь бегло, — а сам отправился в Парфенон, чтобы, наконец, пообщаться с отцом Стахием Савацисом.


 ————— оглавление —————

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Схолия