Прежде чем
идти к митрополиту Афинскому, Шекер позвонил Диане.
— Как успехи?
— Почти по
нулям. Из потенциально полезного — только ноут и блокнот с цитатами.
Напарница пересказала
то, что узнала от жены и дочери убитого, в том числе о молодом казначее
Парфенона.
— Есть одна
неувязка, — заметил Шекер. — Логофетис никогда не работал финансовым юристом.
По крайней мере, официально.
— Ну да, я
видела пробел в его досье. Но Лариса Зесту об этом, похоже, не знает. По ее
словам, она спрашивала, где он работал, но его ответ вспомнить не может. Якобы
где-то в торговле. Такое впечатление, что он или ушел от ответа, или запудрил
ей мозги.
— Может, она
ему нравится. Она учится на юриста, вот он и придумал очаровать ее таким
образом. Вот поговорим с ним и спросим, где он ошивался до Парфенона.
Подъезжай-ка сюда, а я пока нанесу визит его высокопреосвященству.
К митрополиту Дионисию
Хоша пропустили сразу. Владыка встретил комита любезно, пригласил сесть. Пока
сам хозяин устраивался в кресле за письменным столом, Шекер окинул взглядом
кабинет. Он находился на втором этаже в угловой комнате здания Митрополии, одно
окно выходило на восточный фасад Парфенона, за другим, с балконом, расстилалась
панорама города. Мебель простая, однако дорогая: дерево, кожа, стулья с
удобными спинками, книжные шкафы с металлическими ручками оригинальной формы.
За стеклами поблескивали золотыми буквами корешки томов — церковные
издательства почему-то обожали подобное блестящее оформление. Икон немного, но
красивые, тонкого письма и точно древнее двадцатого века: Христос, Богоматерь
Афинская, простирающая омофор над городом, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский,
еще несколько святых. Над столом в раме — большой пейзаж маслом в
импрессионистической манере: Афины на рассвете, вид на Акрополь. На столе —
аскетический минимум: ноутбук, ежедневник, письменные принадлежности, мобильный
телефон на подставке в виде корабля.
Митрополиту
Дионисию шел шестьдесят третий год. Он был достаточно высоким, под метр
восемьдесят, ширококостным мужчиной с еле наметившимся брюшком. Когда-то русые волосы обильно покрывала седина, аккуратно подстриженная борода чуть вилась, залысины на висках зрительно расширяли лоб. На владыке был подрясник из серого льна. Несмотря на любезный тон приветствия, темно-серые глаза преосвященного смотрели из-под кустистых бровей настороженно. Сложив руки на животе, он
выжидательно поглядел на астинома.
— Прежде всего
я хотел бы выразить сочувствие в связи с произошедшей трагедией, — произнес
Шекер. — Судя по тому, что мне рассказали клирики в храме, вы потеряли одного
из лучших священников.
— Это так, —
кивнул митрополит. — Отец Александр был человеком высокой души и благоговейным священнослужителем.
Только слуги сатаны могли поднять на него руку!
— С этим не
поспоришь, но мне думается, у убийцы были какие-то конкретные мотивы. Что вы
можете сказать об этом? Могли среди знакомых отца Александра быть враги,
желавшие ему смерти?
— Если вы
намекаете на кого-то из людей церковных, то это исключено, — отрезал Дионисий.
— Он никому не делал зла и ни с кем не враждовал, как истинный христианин.
— А среди
людей нецерковных?
— Не думаю,
что он с такими много общался, — угрюмо ответил митрополит. — Дело священника —
проповедовать и просвещать тех, кто ищет просвещения, а не тех, кто не ищет.
— Но ведь в
церковь заходят разные люди, — возразил Хош. — Любопытствующие, туристы, да кто
угодно. Я узнал, что священники в Парфеноне ежедневно несут дежурство не только
для совершения служб, но и чтобы беседовать с приходящими.
— Да, в
церковь приходят разные люди, и случайные, и почти ни во что не верящие, но мы
никому ничего не навязываем. В нынешнюю эпоху секуляризма и, прямо сказать,
прохладного отношения общества к церкви возможности для проповеди не столь
широки, как кажется. Это только официально у нас православное государство, а
реально православие мало кому нужно. Когда-то в Парфеноне был клир в несколько
десятков человек, и это не считая приписных храмов, а теперь,
как видите, даже десяти служащих священников не наберется, но их достаточно для
того количества верных, которых мы окормляем. Мы выступаем в СМИ, по радио и
по телевидению, издаем книги, проводим крестные ходы, участвуем в общественных
церемониях, но современные люди, прямо скажем, не хотят слышать ничего такого,
что шло бы вразрез с их обычной жизнью. Кто сейчас добровольно пожелает нести
крест христианской аскетики, ограничивать себя в развлечениях и удовольствиях?
Единицы! Остальные хотели бы войти в царство Божие, никак не меняя свою жизнь.
Разве не этому служит нынешние либеральные взгляды на Бога как на любящего и
всепрощающего Творца, который любого принимает с распростертыми объятиями?
Никто не хочет видеть в Боге Судию, никто не хочет думать, что за грехи
придется отвечать! — Говоря это, митрополит постепенно разгорячился, сверкал на
Шекера глазами, но внезапно умолк и махнул рукой. — Да что я, вы же астином,
сами всё прекрасно понимаете.
— По крайней
мере, в одном мы с вами сходимся — во мнении, что за грехи надо отвечать. Но я
предпочитаю, чтобы за них отвечали перед земным судом, не дожидаясь
божественного, так оно вернее. — Хош позволил себе легкую улыбку. — Вернемся к
отцу Александру. Итак, вы полагаете, что никто из клириков или церковных
работников не мог желать ему зла?
— Никто, —
решительно подтвердил митрополит.
— И никто из
людей, с кем он мог общаться во время дежурств в храме?
— Не
представляю себе такого. Если священнику задают вопрос, он отвечает. Если его
зовут совершить таинство или обряд, он идет и совершает. Но я не могу вообразить,
чтобы при общении с людьми, даже далекими от православия, отец Александр сказал
бы или сделал что-нибудь такое, за что его можно было возненавидеть. Он был
человеком спокойным и уравновешенным, обладал жизненной мудростью, знанием
человеческой психологии. Он умел общаться с разными людьми. — Дионисий погладил
бороду. — Если б на его месте был отец Георгий, я бы еще мог заподозрить, что
он по горячности кому-то сказал что-нибудь… нетолерантное, он еще относительно молод
и характера беспокойного… Но отец Александр? Исключено!
— Отец Георгий
это тот, что заболел, как мне сказали? — Дионисий кивнул. — А что с отцом
Стахием? Я бы хотел с ним тоже поговорить, но он, говорят, в отъезде.
Митрополит
посмотрел в окно и ответил:
— Отца Стахия
я послал в Коринф. У тамошнего владыки Иоанна сегодня именины, отец Стахий
отвез ему подарок от меня и сослужил с ним сегодня. Он вернется вечером. Не
знаю точно, во сколько, но вы в любом случае сможете поговорить с ним завтра
после литургии.
— Ясно. —
Шекер несколько секунд внимательно смотрел на Дионисия. Тот хранил мрачное
молчание. — Скажите, какова в таком случае ваша версия мотивов убийства?
— Я же с
самого начала сказал вам, — слегка раздраженно ответил митрополит, — это дело
рук сатанистов!
Хош удивленно
моргнул. Он-то думал, что «слуги сатаны» — просто метафора…
— То есть вы
имеете в виду секту сатанистов? — уточнил комит.
— Ну да, —
подтвердил преосвященный, явно недовольный такой непонятливостью служителя
порядка. — В последнее время они постоянно что-нибудь выкидывают. То стены
Свято-Никольского храма разрисовали в Пирее, то кошку распяли и подкинули к
церкви святого Георгия на Ликавите… Совершивший грех один раз, другой, третий,
неизбежно входит во вкус! А сатана не дремлет и толкает всё глубже в пропасть.
Между прочим, в Пирее они не только пентаграммы на стенах нарисовали, но еще и
угрозы всякие написали в адрес священнослужителей.
— Какие, например?
Митрополит
сдвинул брови.
— Например: «Поп,
берегись!», «Ряса не защитит, Бог не спасет», «Сатана вас всех убьет». Я тогда
посоветовал настоятелю подать заявление в астиномию, но хулиганов так и не
нашли… А я думаю, что и не старались найти, — добавил владыка угрюмо. — Сейчас
снисходительно относятся ко всяким граффити. Многие даже видят в этих каракулях
современное искусство, которое украшает город! Никто не думает о том, что
хулиган может стать в будущем преступником, а особенно, — Дионисий в упор
посмотрел на комита, — бесстыдно замахнувшийся на святую церковь.
Конечно, Шекер
прекрасно знал, что люди способны на всякое, что человеческая жестокость
безразмерна и от убийства кошки до убийства человека дистанция не так велика,
как кажется… Но версия митрополита вовсе не казалась ему правдоподобной. Однако
собственными догадками делиться с владыкой он не собирался.
— Что ж,
спасибо за сведения и соображения, — сказал он, вставая. — Мы будем
разрабатывать все возможные версии убийства. Надеюсь, преступник скоро будет
пойман и предстанет перед законом.
————— оглавление —————
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Схолия