Допрос двух священников
с диаконом не дал ничего существенного. Диакон Савва только вчера после обеда
вернулся из Диррахия — был в отпуске, гостил у родителей. Отцы Кирилл и Феофил в
воскресенье утром были дома, встал в шесть, помолились и отправился в храм на
службу. Так же, видимо, поступили и прочие клирики — все они присутствовали на
утрени и литургии в Парфеноне. Помимо отцов Александра и Саввы, отсутствовали
двое. Отец Михаил с вечера субботы находился в Пирее, в приюте для бездомных,
который существовал под эгидой Парфенона: исповедовал желающих, заночевал при
тамошней домовой церкви, а в воскресенье порану отслужил литургию; в храме на
Акрополе он вообще появлялся только по великим праздникам. Отец Георгий, как
выяснилось после службы, приболел.
— Кто-нибудь
из служителей храма опоздал вчера на утреню? — спросил Шекер.
Отец Кирилл
помолчал, припоминая.
— Отец Стахий немного опоздал, может, минут на пятнадцать.
— Почему?
— Не знаю…
— А я знаю! — вмешался мальчик-алтарник. — Я слышал, как он отцу Антонию сказал: «Колесо спустило».
— Ясно. — Хош кивнул, подумав, что отец Стахий, если он появился в Парфеноне в семь пятнадцать, никак не мог выкинуть на Приморском шоссе тело Зестоса, убитого в шесть утра в районе Святого Николая или где-то рядом. Даже при абсолютно пустых дорогах так быстро этот путь на машине не проделать.
— Почему?
— Не знаю…
— А я знаю! — вмешался мальчик-алтарник. — Я слышал, как он отцу Антонию сказал: «Колесо спустило».
— Ясно. — Хош кивнул, подумав, что отец Стахий, если он появился в Парфеноне в семь пятнадцать, никак не мог выкинуть на Приморском шоссе тело Зестоса, убитого в шесть утра в районе Святого Николая или где-то рядом. Даже при абсолютно пустых дорогах так быстро этот путь на машине не проделать.
— А еще
Димитрий опоздал, — сказал алтарник. — Он вообще только к концу утрени пришел.
— Вы имеете в
виду Димитрия Логофетиса? — уточнил Шекер.
— Ага.
— И в какое
точно время он пришел?
— Не помню, —
ответил мальчик. — Но точно перед «Честнейшей».
— Это что
такое?
— А, это
песнопение Богородице, после восьмой песни канона поется. — Алтарник заулыбался.
— Вы не знаете, да?
— Нет, я не христианин,
— сухо сообщил Шекер, — поэтому мне бы лучше знать часы и минуты, когда кто
приходил.
— «Честнейшую»
на таких утренях, как вчера, поют около десяти, — пояснил отец Кирилл.
— Димитрий
часто опаздывает. — Дьякон Савва усмехнулся. — Я уж и не помню, когда он в
последний раз на утреню к началу приходил. Скучно ему, должно быть, кафизмы
слушать. Правда, обычно он к полиелею приходит, вчера он и правда припозднился.
— А вот отец
Александр никогда не опаздывал, ни на секунду! — сказал иеромонах Феофил. — Я поэтому
очень удивился, когда он не пришел на службу. Он всегда о таком предупреждал, а
если служил, то всегда приходил заранее, чтобы не спеша облачиться,
подготовиться. Очень не любил, когда другие опаздывали, хотя недовольства
старался не выражать. Бывает, скажет: «Опаздываешь, отче», — вроде и не с
укором, а просто факт отмечает, но тебе сразу так стыдно становится! Когда мы с
ним были в чреде, все старались приходить вовремя. А тут его нет и нет… Но владыка
сказал, что, может, он заболел внезапно, так мы и начали без отца Александра, а
после службы стали звонить ему домой…
— Да, это я
уже знаю, — прервал его Хош. — Скажите, были ли у отца Александра конфликты с
кем-либо из служителей Парфенона? Какие вообще у него были отношения с вашим
коллективом — клириками, работниками храма?
— Очень
хорошие! — без колебаний ответил иеромонах. — Отец Александр был очень простым
в общении, ни с кем не говорил свысока, ни перед кем не заискивал, был прямым
человеком, очень честным, но в то же время смиренным, старался избегать ссор. В
общем, я бы назвал его настоящим христианином и священником, каким каждый из
нас и должен быть. — Отец Феофил пригорюнился. — Не представляю, кто и за что
мог его убить! Именно его, такая несправедливость… Он был лучшим из нас!
— И все остальные
здесь тоже так считают? Ведь люди не всегда готовы спокойно принять чье-то
моральное превосходство.
— Но это не
было превосходством! — возразил отец Кирилл. — По крайней мере, отец Александр
никому не давал почувствовать, что у него есть это превосходство. Он в самом
деле был очень простым в общении.
— Я бы даже сказал,
— добавил отец Савва, — что разглядеть в нем глубокую… глубокий духовный пласт можно
было не сразу.
— Вот как? То
есть на первый взгляд он не выглядел человеком духовным? — полюбопытствовал
Шекер. Отец Феофил усмехнулся.
— Смотря что
считать духовностью, — сказал он. — Многие принимают за это умение
краснобайствовать и, что называется, надувать щеки. С глубокомысленным видом
изрекать благочестивые банальности, святых отцов цитировать, проповеди длинные и
красивые говорить, даже книги писать о православии… Ничего такого отец
Александр не делал. Но у него был настоящий духовный опыт, приобретенный личной
жизнью, и говорил он из своего опыта, это чувствовалось. За других говорить не
буду, но о себе скажу, что лично мне отец Александр несколько раз очень помог и
советами, и молитвами. Я, как видите, монах, но считаю, что он, хоть и был
человеком семейным и, что называется, мирским, был гораздо выше меня по жизни.
Он был очень мудрым, очень добрым человеком… Надеюсь, вы поймаете того негодяя,
который такое сотворил, а если нет, пусть его покарает Бог, и как можно скорее!
— Надеюсь, суд
покарает его раньше, чем Бог, — ответил Шекер. Работа в астиномии научила его,
что на божественное правосудие уповать не стоит. По крайней мере, в земной
жизни.
Хош захотел
осмотреть вещи убитого, и отец Кирилл провел его в ризницу храма, где у всех
священников хранилось по несколько комплектов облачений разных цветов. Здесь же
обнаружились служебник и помяник отца Александра, комит полистал их, но ничего
интересного не нашел — ни записок, ни пометок, помимо богослужебных. Однако
помяник он на всякий случай забрал: всё же это был список имен, пусть и без
фамилий, и Шекер решил присмотреться к ним на досуге.
— У отца
Александра была сумка? — спросил он.
— Да, — кивнул
Макрис, — такая черная, матерчатая, он всегда с ней приходил. Но здесь он ее
никогда не оставлял, всегда забирал домой.
Отец Кирилл
дал Шекеру адреса и телефоны всех служителей и работников Парфенона. Хош также
опросил чтеца, но этот юноша работал в храме всего два месяца и о
внутрихрамовых отношениях сказать ничего не мог.
Пока комит
разговаривал с клириками, служившими литургию, пришел на дежурство отец Антоний
Контофор. В храме ежедневно между утренней и вечерней службами по очереди
дежурили священники, по воскресеньям и праздникам двое, в остальные дни один:
они беседовали с приходящими в храм людьми, служили молебны и панихиды.
Контофор, как и другие опрошенные, уверял Шекера, что Зестос был человеком
прямым, но неконфликтным: он мог указать человеку, что тот ошибается или
поступает нехорошо, но не навязывал свою точку зрения. Митрополиту не
наушничал, доносов не строчил. На собрании клира, которое митрополит проводил
раз в месяц, отец Александр порой высказывал предложения и замечания об
организации церковной жизни, но никогда при этом не переходил на личности и не жаловался
на сослужителей. В конечном счете он, как и все, покорялся тому решению,
которое принимал митрополит, даже если оно не во всем нравилось — ничего не
поделаешь, иерархия! Впрочем, в такой устойчивой и консервативной среде как
церковь, конфликты по принципиальным и идеологическим вопросам были редки, а
административные решения обычно не стоят того, чтобы из-за них портить
отношения с начальством.
В итоге Хош
вынес впечатление, что убитый священник был, как говорится, служакой: исправно выполнял
свою работу, богослужение любил, к коллегам относился по-доброму, к прихожанам
тоже. В его обязанности по службе входило отправление утренних и вечерних
богослужений по чреде и дневные дежурства в другие дни. Кроме того, Макрис и
Зестос по субботам в течение дня принимали исповедь. По воскресеньям и большим
праздникам на утреннюю службу обычно собирался весь клир, а возглавлял
богослужение митрополит Дионисий. Каждый клирик имел два выходных дня в неделю.
В причте Парфенона были также чтецы и иподиаконы, но последние появлялись
только на митрополичьих службах и с остальными клириками общались мало. Хоров
было два: парадный для воскресений и праздников, и обычный для остальных дней; некоторые
певчие входили в состав обоих.
Хош решил, что
с остальными клириками поговорит позже. Пришла пора пообщаться с владыкой
Дионисием.
————— оглавление —————
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Схолия