Вернувшись после бегов в обитель
и пообедав вдвоем в пустой трапезной, Дари и Лари разошлись по своим
послушаниям: Лари в цветники, а Дари в монастырский скрипторий. Помещение, где
скрипторий находился уже не одно столетие, было разделено на несколько комнат,
чтобы сестры не мешали друг другу работать и в то же время могли при
необходимости собраться вместе, чтобы обсудить тот или иной проект, оформление
книги, какие-то издательские вопросы или просто выпить кофе. В помещении со
средневековой еще кладкой сводов и мраморным полом немного странно и
одновременно воодушевляюще выглядели современные столы с компьютерами и
принтерами. В последнюю неделю Дари помогала здесь матери Елене редактировать
перевод «Устава о жительстве скитском» преподобного Нила Сорского и заодно
узнала о том, как эта монахиня пришла в обитель.
Мать Елена, родом из семьи
русских эмигрантов, после революции 1917 года перебравшихся из России в Европу,
познакомилась во время учебы в Сорбонне с молодым византийцем, на последнем
курсе вышла за него замуж и по окончании учебы уехала с мужем в
Константинополь, где они прожили душа в душу десять лет. Муж Елены погиб в
результате аварии на автозаводе, где он работал инженером-технологом. В
отчаянии она даже подумывала о самоубийстве, но, бесцельно бродя по Зеленому
Поясу вечером в Светлый четверг, случайно оказалась перед вратами обители
Источника, украшенными гирляндами из роз и фонариков — был канун престольного
праздника монастыря. Елена вошла, спросила у привратницы, что тут такое, и
зашла в храм, где уже началась служба. И там, слушая песнопения Пасхи и стихиры
в честь Богоматери — «манны спасительной ко ищущего требованию, изливающей
благодать независтную», — она внезапно ясно ощутила, что смерти на самом деле
нет: муж переселился на небо и будет ждать ее там, а ее саму Бог призывает на
новый путь… Так она и осталась в обители.
Помогая ей разбираться в
церковнославянском языке, на котором был составлен «Устав» святого Нила, Дари
думала об этой истории, заодно вспоминая читанное в романе «Кассия» про
призвание героини к монашеской жизни, и размышляла: «Вот мать Елена точно
знает, что ее Бог призвал на этот путь, и мать Кассия, наверное, тоже… А я?
Могу ли я сказать, что у меня есть такое призвание? Я ведь не потому в
монастырь пошла, что ощутила какое-то… божественное прикосновение… Так может,
это вообще не мой путь?.. И тут вот еще можно испытывать себя, думать хоть
десять лет… А у нас что? Мне и возвращаться-то уже не хочется, а придется… И
что? Вот я приеду, и, может, уже Великим постом меня постригут в иночество… И
значит, уже все, на всю жизнь! Но если это вовсе и не мое? Как вообще узнать
это?..» И она, наконец, решилась поговорить с матерью Кассией.
Дари как раз сидела и размышляла,
как бы начать разговор с ней, когда мать Елена получила от нее эмейл: «Матушки,
хотите кофе? :) Я уже варю».
— Хочешь кофе? — спросила Елена.
— Кассия зовет пить. Но я что-то не хочу, а ты иди, если хочешь, я тут пока без
тебя управлюсь.
— Да, я бы выпила… Спасибо! — и
Дари вышла из комнатки.
Мать Кассия была одна в небольшом
закутке, который сестры называли «кофейней», и варила кофе на электроплитке.
— Здравствуй, Дари! — сказала
она, улыбаясь. — Ты одна?
— Да, матушка Елена сказала, что
не хочет.
— Ну, значит, мы вдвоем с тобой
будем, самые кофеманки, — засмеялась Кассия. — Остальные тоже вот не идут.
— Вообще-то я не кофеманка, —
смущенно сказала Дари. — Я просто… я хотела с вами поговорить… Можно?
— Конечно! Садись. Но кофе-то
выпей все-таки, — Кассия улыбнулась. — Вот он уже и готов.
Дари села за небольшой стол и,
глядя, как монахиня разливает кофе по маленьким чашкам с золотисто-красным
узором, несколько мгновений собиралась с мыслями.
— Вы знаете, — начала она,
волнуясь, — я читаю ваш роман… и все думаю насчет призвания… в смысле, на
монашество. Вот Кассия там, она же по призванию Божию стала монахиней, потому
так и сопротивлялась всем соблазнам… даже против своей любви пошла! Это ведь
какую силу надо иметь! Наверное, это надо правда ощущать, что именно Бог тебя
призвал, чтобы так смочь…
— Да, конечно, — Кассия
внимательно посмотрела на Дари, пододвинула к ней чашечку с кофе, а сама села
напротив со своей. — А ты еще не дочитала до конца?
— Нет, я только начала четвертую
часть… Там дальше ведь еще искушения будут у нее?
— Да, но она их преодолеет. Я как
раз и хотела показать… то есть я много чего там хотела показать, — улыбнулась
Кассия, — и, похоже, показала даже много такого, чего изначально не хотела. Но
вот эту силу призвания мне действительно хотелось показать, потому что лично я
думаю, что без такого именно призвания совсем нельзя идти в монахи. Хотя даже
не все наши матушки, наверное, со мной согласятся.
— Вот и я думаю об этом… и не
понимаю до конца! Ведь у святых отцов сказано про три рода призвания…
— От Бога, от людей и от
обстоятельств. Да. У меня в романе тоже они есть… Вот, например, император
Михаил Рангаве с семьей — какое у них призвание? Конечно, от обстоятельств. Или
обе горничные Кассии.
— У них получается через
человека, да? Они посмотрели на нее и тоже захотели…
— Да. В те времена так случалось
часто. Но это и понятно: тогда было другое положение, чем сейчас, особенно у
женщин: меньше свободы, меньше возможностей для самовыражения… Даже, пожалуй, в
монастыре их бывало больше, если говорить об интеллектуальной жизни. Скажем,
умер у женщины муж, детей нет или тоже умерли… что ей делать? Вариантов мало:
или снова замуж, или жить в миру благочестивой вдовицей, или в монастырь.
Последнее часто было более привлекательным. Но это все было раньше. А теперь
жизнь совсем не та. Насильственных постригов давно нет, а обстоятельства… они
никогда не бывают такими, чтоб у человека совсем никакого выхода не было, кроме
монашества. Точно так же и с призванием через человека: в наше время
большинство людей хоть и оглядываются на авторитеты, но не настолько, чтобы
считать их безусловными… тем более в духовных вещах. То есть я хочу сказать,
что если у человека нет прямого призвания от Бога на монашескую жизнь, то все
остальные призвания он в какой-то момент может так или иначе сам в себе
«переиграть». Например, на него обрушились бедствия и он решил уйти от мира,
или кто-нибудь знакомый его расположил к монашеству, убедил, что это очень
хорошо и спасительно, да? И вот, приходит такой человек в монастырь, и сначала,
может быть, ему бывает все в услаждение души, такой восторг новообращенного… Но
потом-то непременно начнутся искушения, возможно, очень тяжкие. И если у
человека нет уверенности, что именно Бог его призвал на эту жизнь, то что его в
ней удержит? Обстоятельства меняются, наше отношение к людям тоже: сегодня для
меня этот человек авторитетен, а пройдет год-два, и я подумаю: какая же я была
дура, что его тогда слушала!.. Бывают случаи, когда люди идут в монахи только
для того, чтобы быть ближе к какому-то человеку… допустим, к духовнику из
монахов. И думают, что это у них духовная любовь и призвание по второму образу,
а на самом деле это чистой воды земное и душевное пристрастие. И получается
вместо пользы еще и вред от такого монашества! Сама знаю такие случаи, они,
пожалуй, самые тяжелые, потому что такого человека очень трудно убедить, что он
водится не любовью к Богу, а чем-то совсем другим… Поэтому я и считаю, что если
человек не ощущает непосредственно от Бога призвания, горения в душе,
уверенности, что это именно воля Божия на такую жизнь для него, то ему лучше не
ходить в монастырь.
— Да, наверное, вы правы, так все
и есть! — воскликнула Дари. — Действительно если от самого Бога нет огня, так
чтоб уверенным быть, то можно в конце концов и передумать… Я вот вспоминаю
сестер из моей обители и не знаю, у кого из них есть такое настоящее призвание…
На многих посмотришь — они словно лямку тянут, а не Богу служат… То есть,
знаете, как будто им сказали, что вот эта жизнь такая хорошая, будешь так жить
и спасешься с гарантией… Вот они и решили «быть хорошими», а самим это все не в
радость, — она чуть помолчала и добавила совсем тихо: — Я уже и про себя-то не
знаю… Может, у меня никакого призвания и нет?
— А почему ты решила идти в
монастырь, Дари?
— Наверное, потому, что книжек
начиталась, — усмехнулась девушка. — Я могу рассказать, только… вам же работать
надо…
— Ничего-ничего, расскажи! Работа
не убежит, — улыбнулась Кассия.
— Ну, я постараюсь кратко… В
общем, в детстве я в Бога не верила. Точнее, я о Нем не думала. Я была
крещеной, у нас почти всех крестят, но потом мне ничего не внушали, не
воспитывали в этом смысле, и в церковь я не ходила. Я у родителей одна была, и
когда я училась в восьмом классе, папа от нас ушел. У него бурная любовь была с
другой женщиной, и он в итоге с мамой развелся. Они, правда, к тому времени уже
давно друг к другу холодно относились, и мама не особо огорчилась. А вот я
огорчилась… Я папу очень любила! Я к нему часто ездила, хотя его жена меня не
очень жаловала. И я понимала, что если у них родится мальчик, то, может, все
еще по-старому в целом останется, а вот если девочка, тогда я уже не смогу там
так часто бывать… и вообще… В общем, там все сложно было, отношения все эти… я
не буду в это углубляться, это не так важно теперь. В тот день, когда я у них
была и узнала, что они хотят ребенка заводить, я в каком-то порыве зашла в
первый попавшийся храм и стала молиться… ну, почти буквально «неведомому Богу».
То есть, конечно, про Христа я знала, но все это было далеко от настоящего
православия… Но я Ему помолилась, как умела, чтобы у папы сын родился, а не
дочь… И так и вышло! Вот с тех пор я в церковь и стала ходить, книжки читать…
Почитала про историю Церкви и заинтересовалась Византией. Я поэтому и поступила
на новогреческую филологию, что мне было все это интересно. Я бы и на
древнегреческую пошла, но в Хабаровске такого не преподают… Ну вот, а когда я
на третьем курсе училась, у папы с его женой родилась дочь. А мама в тот же год
вышла замуж опять и собралась рожать… В общем, у меня такое ощущение было, что
у меня больше нет родных — у папы своя семья, у мамы своя, а я болтаюсь в
безвоздушном пространстве… Тут мне и стали приходить мысли о монастыре. Я еще
тогда… немножко влюбилась, но… в общем, ничего не вышло, и я тоже страдала… А в
приходе, куда я ходила, у меня подруга завелась, она такая была благочестивая,
очень любила всякие паломничества, и я с ней поездила по разным обителям, мне
так вроде понравилось… Знаете, когда паломником едешь, все так по верхам,
внутренней жизни часто и не видно в глубину… У меня даже мысль была бросить институт
и идти сразу уже в монахи, но духовник запретил мне, сказал: «Институт сначала
окончи, а до тех пор о монастыре забудь!» Он хороший был такой, пожилой уже, я
его уважала и слушалась. Так что институт я окончила, мама занималась детьми, у
нее двойня родилась, папа с семьей вообще уехал в Омск, а духовник мой умер. И
тогда я решилась и поступила в нашу обитель. Мама еще и обрадовалась, что я им
место в квартире освобождаю… А я уже к тому времени начиталась духовных книжек,
особенно меня Серафим Саровский впечатлил, его поучения, и как он руки к небу
воздел и сказал: «Нет лучше монашеского жития, нет лучше!» Мне тогда так во все
это верилось, что вот, монашество, духовная жизнь, служение Богу… Потом-то я
пожила в обители и увидела, что на деле все далеко не так, как мне
представлялось… Но я думала, что это везде так, а значит, наверное, так и надо,
и отступать уже поздно, раз уж решила Богу служить, то надо идти до конца… Это
вот только сюда я приехала, посмотрела, как тут все у вас, и поняла, что там у
нас не монашеская жизнь, а… не знаю, пародия какая-то! — Дари горько вздохнула.
— И еще про призвание думаю… Видно, у меня и не было его! Так просто, мечты
какие-то… И вот, что теперь делать? Мне в обитель нашу, честно говоря, уже и
возвращаться не хочется! Но так подумаешь: а что, уйти из монастыря, вернуться
домой? Представляю, как мама на меня посмотрит! А отчим так вообще… Вот и
некуда идти, получается… — Дари опустила голову и умолкла.
— Да, невесело, — тихо сказала
Кассия. — Но знаешь, ты не грусти! Безвыходных положений не бывает! Ты помолись
Божией Матери, чтобы Она устроила твою жизнь… Ведь не зря же, я думаю, ты
все-таки попала к нам в обитель! Значит, зачем-то это нужно, такой промысел… И
если ты призвания к монашеству не чувствуешь, не смущайся, не думай, что ты
какая-то плохая, что Бог тебя осудит, если ты оставишь этот путь! Вот смотри:
даже я выслушала твою историю и понимаю, что ты в монастырь попала не по
велению души, а во многом от уныния и безвыходности. Если б у тебя были другие
возможности устроить жизнь, ты бы о монашестве и не подумала, может быть,
правда?
— Наверное, — согласилась Дари.
— Так вот, если даже я это
понимаю, а я человек ограниченный и грешный, то Бог, конечно, все гораздо лучше
видит и понимает! Знаешь, мне кажется, скоро что-то определится, и ты поймешь,
что все это не зря было, — Кассия задумалась ненадолго. — Может, ты в свою
обитель попала не затем, чтоб там остаться, а затем, чтобы сюда к нам приехать,
посмотреть… А что дальше будет, мы же не знаем, может, о тебе воля Божия будет
совсем другая, чем мы предполагаем… Не грусти! — она улыбнулась.
Тут раздался удар колокола.
— Ничего себе, уже к вечерне
звонят! — Дари встала. — Мать Елена, наверное, на меня рассердилась, что я ее
бросила…
— Да ну, глупости! — весело
сказала Кассия. — Она же понимает, что ты не просто так отлыниваешь от работы
по лени. Ладно, пойдем на службу. То есть ты иди, а я чашки помою…
Над обителью продолжал плыть
колокольный звон. Выйдя из скриптория, Дари подняла глаза на купол
монастырского храма, перекрестилась и взмолилась: «Господи! Вразуми меня, что
мне делать! Научи, какое мое призвание! А то я уже не понимаю ничего…» Впрочем,
кое-что она, может быть, и понимала, только оно было какое-то «невозможное».
Ведь остаться тут она в любом случае не сможет… Тут уж молись, не молись…
виза-то с неба не упадет!..
Отстояв вечерню в растрепанных
чувствах, Дари направилась к выходу из храма и вдруг увидела Василия:
оказывается, он тоже пришел на службу, но она, стоя впереди в углу перед иконой
Богоматери, не смотрела по сторонам и не заметила его. Он улыбнулся, подошел к
ней, и ее вдруг охватило чувство, похожее на то, какое она испытывала в
детстве, отдыхая с родителями на море: на тебя идет волна, бежать уже поздно, и
сейчас накроет с головой и, может быть, даже перевернет…
— Здравствуйте, Дари! — сказал
молодой человек. — Рад вас видеть!
— Здравствуйте, я тоже рада, —
проговорила девушка. — Поздравляю вас! Вы стали героем нынешних бегов!
— Спасибо! Но еще все-таки не
совсем стал… Еще только полпути пройдено, всякое может быть… Но в любом случае
уже есть, за что благодарить Бога!
Они перекрестились на алтарь и
вышли из храма.
— Значит, вы затем и пришли…
поблагодарить? — спросила Дари.
— Да, но не только… Я ведь
тщеславный, — Василий засмеялся, — и мне хочется узнать, как я выглядел в
глазах очевидцев.
— По-моему, чудесно! — с жаром
сказала Дари и смущенно умолкла.
Проходившие мимо матушки
приветствовали Василия и весело поздравляли его с успехом на бегах.
— О, Василь, привет! — к ним
подошла Лари. — Как хорошо, что ты пришел! Ты выступаешь просто классно! А уж в
первый день как ты всех поразил, о-о! Никто не ждал, что ты выиграешь, и все
так кричали в перерывах, я зашла в ипподромную кофейню купить мороженого, так
даже испугалась, там такое творилось! — она рассмеялась. — А теперь уже все,
наверное, ставят только на тебя! В общем, так держать! Мы с Дари будем за тебя
и дальше болеть! Спасибо тебе за билеты, ужасно здорово!
— Да, — подтвердила Дари, — мне
все очень понравилось! Ипподром и все… Никогда не думала, что можно так
сочетать древность и современность! У меня столько впечатлений, ой! И церемонии
такие величественные, гимн, песнопения все эти… Все так красиво, так
замечательно!
— Рад, что вам так понравилось! —
ответил Василий. — Будет, что порассказать дома.
— Ох! — грустно сказала Дари. —
Да разве в нашей обители расскажешь о таком! Что вы! О том, что я на ипподроме
была, лучше там вообще не упоминать, а то… на поклоны поставят!
— Да что вы?! — удивился Василий.
— Даже и упоминать нельзя? Ну, простите, я вас огорчил, кажется! Но, в общем,
действительно, бега это не совсем монашеское развлечение, — он улыбнулся. — Но
вам ведь оно нравится, правда?
— Нравится, — кивнула Дари и
покраснела.
Тут к ним подошла Кассия и,
поздравив возницу, спросила:
— Вы, конечно, уже были во
Дворце?
— Был, но, боюсь, я вас
разочарую: я совершенно неспособен описать увиденное! Дворец прекрасен,
обширен, богат, ослепителен и великолепен — вот, пожалуй, все, что я могу
сказать о нем связного, — он засмеялся. — Тамошняя публика тоже ослепительна и
великолепна, но, признаюсь, ее развлечения меня мало прельщают… Вот, хоть
узнал, что в некотором роде я даже аскет! А может, недостаточно культурен, что
называется. Вот вам, наверное, в этом обществе было бы интересней — там ведь
много писателей, ученых… Ее высочество даже познакомила меня кое с кем, а о
других рассказала… Действительно блестящее общество! Но со своими
друзьями-возницами или вот у вас в обители я чувствую себя куда уютней.
— Могу себе представить! —
сказала Кассия. — Я ведь когда-то читала отчеты о тамошних балах… Тут дело не в
культурности. Просто это определенный стиль жизни, он действительно не для нас!
Кстати, а вас не познакомили с Феодором Киннамом?
— Нет, только показали издали, —
с улыбкой ответил Василий. — Он почти все время был рядом с августой.
— О, еще бы! — воскликнула
Кассия. — Такая любительница литературы, как она, должна его ценить!
— А кто это? — спросила Дари.
— Как, ты не знаешь?! — вскричала
Лари. — А, ну да, до вашей Сибири его романы еще не дошли… Это ректор Афинской
Академии, большой ученый и еще романы пишет, «Записки великого ритора», уже три
книги вышли. Представь, он сразу стал у нас знаменитым, с первого же романа, а
он издан только два года назад! А теперь уже его и переводят, за границей
издают, такой быстрый взлет… Но романы у него и правда классные!
— Ну, Лари, ты и оценила! —
засмеялась Кассия. — «Классные»! Это не то слово, какое тут нужно. Ты, Дари,
обязательно должна их прочесть, раз ты специалист по новогреческой филологии.
Вот это действительно наша современная литература высшей пробы! Киннам — мастер
слова, каких поискать, мне до него далеко!
— Я бы с удовольствием прочла, —
сказала Дари, — только когда? Я же еще и ваш роман не дочитала… Но вы тоже
хорошо пишете, мне очень нравится! Если у Киннама еще намного лучше, то я уж и
не знаю, что это может быть такое… стихи в прозе?
— Ты почти угадала, — ответила
Кассия. — У него очень поэтичный язык! Особенно в третьем романе — просто
словесное волшебство! У нас тут его только начали продавать, но нам из Афин
сразу прислали, как только вышел, так что я уже прочла.
— Мы, Дари, тебе подарим все его
«Записки», вот дома и прочтешь! — весело сказала Илария и вдруг осеклась: она
вспомнила рассказы подруги о ее монастырской «каторге» и о том, что у них там
нет времени читать даже духовные книги, а мирские и вовсе под запретом…
Обе послушницы заметно
погрустнели. Кассия поглядела на них и сказала:
— Зря вы унываете! Вот увидите,
все устроится так, что вы удивитесь! Выше нос! А вам, несравненный возница, —
она улыбнулась Василию, — желаю дальнейших побед, и до встречи!
Она раскланялась с Феотоки и
пошла в сторону трапезной.
— Надо и нам идти, — сказала
Лари. — Что-то я проголодалась…
— Ну, приятного аппетита, а я
побегу в театр, — сказал Василий. — Я уже и так опоздал сильно.
— В театр?! — удивилась Лари.
— Да, сегодня в Большом идет
«Время поэтов». Я тоже там должен быть, у меня приглашение, но мне очень
хотелось попасть сюда на службу. Надеюсь, на меня не очень рассердятся, если я
приду ко второму действию!
Дари подняла глаза и увидела, что
Василий смотрит на нее. Порозовев, она быстро отвела взгляд и бодро
проговорила:
— Тогда счастливо вам! А мы
пойдем ужинать!
Но никто из троих почему-то не
двинулся с места.
— Сейчас, наверное, у нас будет
рыбка в сметане, — пробормотала Лари и вдруг оживилась. — А мы завтра с Дари в
«Мега-Никс» собираемся после бегов! Представляешь, Василь, она никогда там не
была! У них в Хабаровске, оказывается, он только один, и туда ходят одни
гурманы поесть осетрины! С ума сойти, правда?
— Неужели? — удивился Василий. —
Действительно, забавно! Но у вас там что-то другое, наверное, любят, да, Дари?
— Пироги, — улыбнулась она, — у
нас все едят пироги, очень много их всяких! Я до монастыря любила печь пироги,
начинки сама придумывала, оформление разное… Это тоже своего рода творчество!
Сделаешь что-то красивое и вкусное, потом приятно посмотреть… Но, конечно, это
так, развлечение, — добавила она чуть смущенно.
— Развлечение, но полезное! —
сказал Василий. — А что же, в монастыре у вас пирогов не пекут?
— Да какие там пироги! — уныло
протянула Дари. — Как с утра наварят котел супа и котел каши, так и едят целый
день, на все три трапезы. А к чаю леденцы если дадут, и то хорошо…
— Значит, вы, как в монастырь
ушли, больше ни разу не пекли пирогов? — спросил Василий. — И вам никогда не
бывало жаль, что больше уже не придется их творить?
— Бывало, — со вздохом призналась
Дари. — Но я думала, что я ведь пришла в обитель служить Богу, а ради Него надо
пожертвовать всеми мирскими пристрастиями… и пирогами тоже.
— Вот еще, чушь какая! —
возмутилась Лари. — Зачем жертвовать ради Бога пирогами, если Он тебе и дал
умение их печь?! Ведь «всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть»! Вот
я скажу матушке Агапии, чтоб она тебя пустила на кухню, и напечешь нам всем
пирогов! Да и нас научишь! Чего зря пропадать таланту?
— А что, хорошая идея! — сказал
Василий. — Я бы не прочь попробовать ваших пирогов!
Дари покраснела и хотела что-то
ответить, как вдруг к ним подошла мать Евстолия. Впрочем, она уже давно, выйдя
из храма, наблюдала за ними, но они этого не замечали.
— Привет, братец! — сказала она с
улыбкой. — Не думала, что ты появишься у нас сегодня в такое время. Что,
придворная жизнь уже наскучила?
— И не говори, досточтимая
сестрица! — с шутливым сокрушением ответил молодой человек. — Совсем не по мне!
Конечно, поглазеть интересно, но только со стороны… Ну ладно, я пошел! — он
внезапно заторопился. — А то, боюсь, на меня кое-кто там может рассердиться, и
тогда мне грозит головомойка, — он рассмеялся. — До встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Схолия