11 сентября 2015 г.

Траектория полета совы: Осеннее сражение (2)



От кого: "Феодор Киннам" <theodoros.kinnamos@graphe.koin>
Кому: "Афинаида Стефанити" <athenais.stephanite@graphe.koin>
Отправлено: Суббота, 4 сентября 2011 22:35
Тема: тексты с диска
———
Здравствуйте, Афинаида!
У меня для Вас хорошие новости. Во всяком случае, ученого они должны радовать, хотя в остальном… Я, видимо, буду несколько сбивчив - слишком много информации, причем самой удивительной.

Я пропустил тексты с вашего диска через криптографическую программу, и она их довольно легко распознала - шифрование так себе, среднего уровня, но не любительское. Текстов много, и весьма содержательных! Я читаю их как приключенческий роман (не шучу!), но порой меня все-таки берет оторопь, и я снова задаюсь вопросом: как же все это попало в руки такого человека как Лежнев?
Кстати, я нашел в одной папке фотографии и долго разглядывал этого о. Андрея. Обаяние в нем, безусловно, есть, и обаяние большое, только… нет, я не хочу сказать, что оно отрицательное или бесовское. Просто оно такого рода, что человек, им обладающий, не может вызывать особого доверия. Точнее, вообще никакого. Он ведь всегда себе на уме, всегда в планах, которые нам неведомы… Впрочем, я заболтался - ведь Вам-то это известно куда лучше, чем мне!
Зато теперь я готов рассказать то, чего Вы точно не знали. Хотя далеко не все, что с этой историей связано - некоторые папки, судя по названиям, очень интересные, оказались пусты, причем данные стерты на каком-то очень специальном оборудовании, без всяких следов на диске (я нарочно проверил).
Начну с того, что Лежнев был человеком со сверхидеей. Даже с двумя: возрождение "Святой Руси" и, соответственно, Русской поместной церкви, которую он мыслил только как структуру, включающую вместе епархии сибирские и возрожденные "московские". Но средство, которое он для этого выбрал, наверняка покажется Вам очень странным! По крайней мере, мне оно представляется бредом сумасшедшего (хотя я, конечно, далек от церковной жизни - возможно, фантазии Лежнева не такие уж странные для православной среды, по крайней мере, в какой-то ее части?) А самое интересное в этом бреде то, что его поддерживали и бредили вместе с о. Андреем очень многие люди, даже в разных странах.
Оказывается, в русском подполье (не поворачивается язык назвать его катакомбами, хотя, быть может, я неправ) давно существует странное поверье. Я даже не удивлюсь, если оно появилось раньше революции, веке в 19-м. Якобы, старец Серафим предсказал: Российская империя обязательно должна погибнуть, но потом она непременно возродится, уже как "Святая Русь". Поскольку вся "пагуба" началась с Иоанна 4-го (Грозного, как его русские зовут), то пророчество и отсылает к этому моменту русской истории: православным архиереям необходимо собраться в храме Александровской Слободы - кстати, он сохранился, как ни странно! - отслужить там заупокойное бдение и прочитать Синодик, в который Иоанн записывал имена своих жертв.
Каково?! Мне это все кажется просто смешным, и, хотя я человек нецерковный, все же для меня крайне удивительно, что вроде бы достаточно серьезные и неплохо образованные люди (Лежнева уж никак нельзя назвать невеждой, да и, по крайней мере, часть его сторонников тоже) могут верить в такую чушь. Похоже, поклонники магических ритуалов в нашем мире еще долго не переведутся…
Что должно произойти после этого прочтения Синодика, не совсем понятно, но пророчество и не стремится к ясности. Должен произойти то ли какой-то взрыв, то ли катаклизм со светопреставлением - и тогда явится настоящий православный царь, который восстановит былое величие России… Беда только в том, что Синодика этого нет. Но известно, что следы его теряются - внимание! - у нас, в горах Арден-рума. Один экземпляр точно увезла в Империю дочь Иоанна 4-го Евпраксия, когда выходила замуж за нашего наследника, будущего Исаака 3-го - тот самый союз, на основании которого русские считают себя в родстве с Ангелами!
Так вот, Евпраксия ведь окончила свои дни в древнем монастыре Архангелов, который сейчас практически на границе. Я не очень понял, почему, но русские катакомбники одержимы идеей, что Синодик где-то там же и должен был остаться. Надо заметить, что в наших рукописных собраниях его действительно нет. И упоминаний о нем за последние четыреста лет - тоже.
И тут на сцене появляются хурриты - ведь это их район, зона мятежей. Видите, теперь понятно, что их появление в качестве "друзей" Лежнева вполне естественно. Если кому там что и искать тайно (только вот где? как?), то только им. Они и искали - и даже что-то нашли! Конечно, Вы спросите: зачем это все дикарям-огнепоклонникам? И здесь возникает второй фактор: хурритам нужно оружие. А доставить его могут только из Московии, откуда же еще! И вот, перед нами в полный рост, что называется, встает фигура Лежнева, который снабжает террористов оружием ради достижения своих патриотических и православных целей…
Интересно? Погодите, это только еще начало! Вы, конечно, спросите сейчас: откуда оружие коммунистов у афинского священника, что за абсурд?! - А вот нет, не абсурд. Судя по некоторым письмам, у Лежнева были в Московии могущественные или, во всяком случае, уполномоченные покровители во власти. Вот так, одну руку он простирал к Богу, моля расточить безбожников, а другой рукой с ними же здоровался. Но и коммунисты хороши! Вслух говорят: "мы твердые материалисты, в богов не верим…" - а на самом деле? На деле среди них тоже нашлись люди, поверившие в Синодик Грозного! Разве не удивительно? (Или не стоит удивляться? Это уж Вы мне скажите :)
Итак, верующие "материалисты" в Московии нашлись и весьма удачно смогли сочетать исполнение своих служебных обязанностей с верой в тайную, мистическую сверхзадачу. Вы бы почитали о чем они пишут! "Космическое значение Руси", "всеобщая гармония вселенной", которая зависит от того, восстанет это государство из пепла или нет. А уж восстав, оно, разумеется, объединит Европу с Азией и станет мировым царством. Между прочим, попутно устранив Византию - за ненадобностью. Третий Рим ведь, зачем ему Второй? А Первый Рим и Иерусалим они в окрестности Москвы собирались перенести - якобы, там есть похожие ландшафты. Такой вот перенос Империи! Удивительно, но красные тоже легко поддаются на "империю", "неодолимую мощь" и подобные вещи. То ли скучно им в воздухе висеть со своим Марксом-Лениным, хочется чего-то более основательного, то ли еще что, но это факт: "интернационал" у них в головах очень быстро превращается в империю с какой-то загадочной сверхзадачей - и это уж точно не проповедь коммунизма во всем мире…
Пожалуй, на сегодня пора заканчивать - думаю, я и так выдал Вам достаточную порцию информации к размышлению :) В заключение скажу о том, о чем в начале предлагал радоваться - это, пожалуй, самое интересное, что я на данный момент обнаружил: хурриты нечто нашли в пещере неподалеку от монастыря Таксиархов (это совсем рядом с границей). Нисколько Вас не интригую - я просто сам еще толком не понял, что это. Какой-то тайник, в нем древняя книга - но совершенно точно не Синодик. Может быть, мы еще поймем, как ее найти?
Эта православно-патриотическая идеология, эти проекты Лежнева, его связи с Москвой - все это для меня весьма непривычно, многое кажется странным и даже диким - возможно, у Вас, как человека более знакомого с церковной средой, это вызовет какие-то иные ассоциации, новые предположения, объяснения? Быть может, сейчас Вы вспомните что-то из той Вашей жизни в лежневском приходе, какие-то разговоры, намеки, что-то еще?
Словом, жду Ваших соображений обо всем этом.
Ваш доклад к предзащите я прочел - все отлично! Ничего не бойтесь, все будет быстро, и скучно, тут главное – правильно оформить шапку для доклада :)) Кстати, не забудьте попросить Елену прислать Вам образец.
Успехов!
Ваш ФК.

PS: Перечтя письмо, обратил внимание, что я начал использовать несвойственную мне лексику: "бесовское", "расточить" и т.д. Вот как действуют на подсознание тексты Вашего бывшего аввы! – и это несмотря на то, что умом я совершенно ясно понимаю, что этот человек не внушает доверия. Кажется, теперь я немного лучше понимаю, каким образом он так успешно и долго дурил людям голову - определенно, талант!

—————————————————————————————————

От кого: "Афинаида Стефанити" <athenais.stephanite@graphe.koin>
Кому: "Феодор Киннам" <theodoros.kinnamos@graphe.koin>
Отправлено: Воскресенье, 5 сентября 2011 16:19
Тема: Re: тексты с диска
———
Здравствуйте, господин Киннам!
Большое спасибо Вам за сообщение! Признаться, я опешила от этой информации. Вернее, не опешила даже, а расстроилась. Словно бы опять всплыл из морской глубины какой-то спрут, с которым, казалось, давно покончено. Впрочем, стоит ли так о мертвых? Это я и не про о. Андрея даже, а вообще… про всю свою тогдашнюю жизнь.
Честно сказать, история с Синодиком Грозного меня удивила, никогда ничего такого я не слышала от о. Андрея. Я сегодня даже подвиглась, знаете, на что? У меня ведь давным-давно лежит его брошюрка, он ее напечатал маленьким тиражом и раздаривал всем. С посвящением. Называется "Мысли о будущей Церкви будущей Руси" - там несколько статей со всякими размышлениями, но мне тогда, даже несмотря на весь авторитет Лежнева, эти мысли казались настолько далекими, что я не стала читать. Так, пролистала. Я же тогда читала Исаака Сирина, Лествичника, Златоуста… Какая тут еще будущая церковь в чужой стране? Там, правда, больше и не про Церковь было, а про политику, социологию: кто кого поддерживает, кто верит, кто не верит, кто годится для строительства церкви, кто нет…
А вот сейчас заинтересовалась, читаю (мой доклад к предзащите уже готов, так что можно потратить немного времени и на о. Андрея :) Я вообще-то многое из того, что он тогда нам давал, повыбрасывала, когда с реабилитации вернулась, но кое-что еще осталось, я тут недавно обнаружила в ящике стола, но все разобрать некогда. А сегодня нарочно посмотрела, и как раз там нашлась эта брошюрка. Я только начала читать, потом напишу подробнее. Но, кажется, про Синодик там все-таки ничего нет. Зато вот сразу наткнулась на такую цитату из статьи про царя Иоанна:
  "Не разъединяющая народ ответственность "друг перед другом", неизбежно рождающая требования "прав" и забвение обязанностей, а общая, соборная ответственность перед Богом должна стать, по мысли Грозного, основой русской жизни. Эта общая ответственность уравнивает всех в едином церковном служении, едином понятии долга, единой вере и взаимной любви, заповеданной Самим Господом в словах: "Возлюби ближнего как самого себя". Вспомним царское упоминание о стремлении "смирить всех в любовь". Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности - общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность "едиными усты и единым сердцем", по слову Церкви, взывающую к Богу в горячей сыновней молитве."
Ужасно, правда? Но как это похоже на то, что было у нас в общине! Никаких "горизонтальных связей", никаких группировок, хождений в гости - все смотрят только на настоятеля. Мол, в человеческих разговорах - сплошь пустословие, до греха недалеко, а христиане призваны к святости…
Я вот иногда думаю: зачем ему вообще все это было нужно? Вся наша полумонашеская община, эти службы, откровение помыслов, пастырский надзор? И сейчас мне пришла в голову мысль, что он просто хотел проверить, возможно ли на самом деле существование такого идеального православного сообщества, которое он себе так живо представлял. Кстати, из его рассказов про "святую Русь" 16-го века мне только это и запомнилось: Лежнев считал, что царь положил жизнь ради того, чтобы создать идеальное государство. "Настроить", как он выражался, целую страну, целый народ на один лад, чтобы все подчинялись идее "служения Богу"…
Вы напрасно думаете, что мне известны его планы. На самом деле никто ничего о них не знал. Я не преувеличиваю! Ведь около него не было какого-нибудь избранного кружка, он предпочитал не заводить в приходе какую-то "элиту". Были люди более близкие, гораздо более близкие, чем я, но и они, я уверена, не были посвящены в важные дела. Какие-то поверенные, конечно, существовали, но только вне прихода. Лежнев всегда куда-то бежал, всегда бывал окружен вопрошающими, и разделывался с ними коротко и порой бесцеремонно - причем мы бывали рады и такому, рады мимолетному вниманию. Но при этом было заметно, что к нему приходят люди совершенно посторонние, и они занимают его гораздо больше, чем свои. Некоторые из них приходили по несколько раз, хотя такое случалось редко. В общем, было ощущение кипящего котла с рыбой, в котором наверх время от времени выскакивают мелкие рыбешки, чтобы тут же пропасть. Но где-то на дне, очевидно, лежит огромная кефаль или еще кто-нибудь повкуснее. Я, наверное, путано излагаю )(
Насчет оружия и террористов я тоже очень удивлена! Вспоминаю вот, что он рассказывал, как в детстве мечтал о кровавой гражданской войне, насильственном свержении коммунизма, но потом успокоился, стал мирным и тихим - как он сам утверждал. Ну, пожалуй, тихим он не был, но все же не был и милитаристом. А тут, значит, вот как? В Московии не надо воевать, а у нас - пожалуйста?
Но вообще-то он всегда парадоксально мыслил. Бывало, если возникнет какое-то обсуждение - и вот, вроде уже всем все ясно, вопрос обговорили со всех сторон, пришли к каким-то выводам… Но можно было быть уверенным, что когда все повернутся к о. Андрею, он спокойно, без тени улыбки, скажет, что все неправы, а правильно вот так-то и так-то...
Хотя чему мне удивляться после того, чем все кончилось? Просто конец и все разоблачения были совершенно нереальными, они как бы не имели отношения к нашей прежней жизни. Слезоточивый газ, хурриты, астиномия… Сказал бы мне кто за пять минут, за минуту до того, как все произошло - я бы ни за что не поверила.
А вот суеверные коммунисты меня не удивляют. Насколько я понимаю, да и Лежнев так говорил, у них ведь слепая вера в ленинскую идеологию. А где слепая вера, там возникает любая мистика, и очень скоро. Уж не говоря о том, что у них было свое "Писание", свои "мощи", мученики и непогрешимые соборы-съезды… А если соборы погрешали, про них просто переставали помнить, а участников уничтожали…
В какие же дебри мы забрались! Только что-то мне теперь кажется - не к добру все это, зря Харитон этот диск мне привез. И еще - что он все-таки что-то знает. Потому что объяснение его было какое-то бестолковое. Мол, душу облегчить. Выкинул бы все, вот и облегчил бы, или вообще игумену отдал, раз он на послушании и все такое, а он на меня это все повесил! А я, получается, перевесила еще и на Вас… Зря я у него этот сверток взяла! Он просто решил сыграть на моем легковерии, а я и поддалась… А теперь мне как-то не по себе, честно говоря. Как-то беспокойно.
Вы не думаете, что лучше все это отдать в астиномию? Пусть они разбираются, может, им пригодится это все для следствия по убийству о. Андрея?
Я с этими лежневскими тайнами даже и о предзащите почти не думаю. И не волнуюсь нисколько, самой странно. Куда больше меня волнуют эти загадочные тексты!
Елена мне все прислала, так что все готово.
Очень жду от вас новой информации.
Всего доброго,
А.

—————————————————————————————————

От кого: "Феодор Киннам" <theodoros.kinnamos@graphe.koin>
Кому: "Афинаида Стефанити" <athenais.stephanite@graphe.koin>
Отправлено: Вторник, 7 сентября 2011 23:48
Тема: тексты с диска
———
Здравствуйте, Афинаида!
Простите меня за несколько иронический тон предыдущего письма - невозможно было удержаться! Надеюсь, Вы не очень разволновались от всей этой информации? Зато сейчас иронии конец: я закончил изучение диска… Начну с самого важного. Я очень прошу Вас никому ни при каких обстоятельствах об этой находке не говорить. Также и о содержании моих писем - разумеется, то, о чем говорят двое, должно между двумя и оставаться, но я напоминаю об этом автоматически, потому что встревожен. Дело действительно серьезное, но вовсе не по уголовной части - по крайней мере в том, что может касаться нас (а в чужие дела я лезть не хочу, да и Вам не советую). Тут, наверное, придется самому повозиться… хоть немного.
Самое главное: существует тайник с некоей рукописью, который, судя по найденному мной описанию, мы смогли бы найти - если только Вы скажете, что такое "дальняя пустынька". Возможно, туда тоже лезть небезопасно, но что же делать? Я готов рискнуть! Как говорится: "Дай мне, Боже, сто лет войны, но ни одного дня сражения! Однако сегодня без сражения не обойтись". Во мне, видите ли, взыграл исследовательский азарт, а с астиномией… боюсь, все будет слишком сложно. Если мы с Вами туда обратимся, нам придется очень много времени проводить в соответствующих кабинетах, а какое это удовольствие, Вы и сами знаете. Другое дело, если бы была реальная возможность предотвратить преступление или отвратить опасность, угрожающую государству, но этого ведь нет. А с русскими делами пусть сами русские разбираются.
Поясню. Насколько я понял - не могу сказать абсолютно точно, но на 99% уверен, - в игру с Синодиком (который так и не нашли!) включились какие-то внешние силы. И их представители пошли по самому простому пути: то, чего нельзя отыскать, можно просто сочинить! Лежнев догадался о таком повороте событий, только я не смог понять, нравилось ему это или нет. Но, скорее всего, фальсифицированный Синодик уже находится в Московии. Почему я говорю: "внешние силы"? Дело в том, что Синодик - бомба, которая может взорваться при определенных условиях. Вот представьте: есть группа людей, церковников, которая готова сплотиться вокруг этого документа и даже формулировать с его помощью некую доктрину. Разумеется, они имеют поддержку в самых разных сферах - мы толком и не знаем, в каких. И вот, эта группа - на самом деле, конечно, секта - имеет возможность получить определенный вес, идеологическую подпитку и прочее. К чему это приведет? Естественно, к лишней напряженности с Сибирским царством, которое спит и видит, как бы распространить на запад свои миссионерские усилия. Кому выгодна эта напряженность? Не московитам, уж точно.
Но что это за группа? В документах Лежнева я нашел очень любопытное "Исповедание", написанное для русских. Как таковое оно, увы, безумно, но ему не откажешь во внутренней логике и цельности. А уж как вдохновенно составлено! Суть его такова: нужно возродить Святую Русь, для этого выбрать патриарха, который будет настоящим патриархом, а не так, как в Византии. Он будет истинным Князем Церкви, епископом над епископами, и над ним непременно, по древнему чину, нужно будет совершить вторую архиерейскую хиротонию (интересно только, где они возьмут лицо с первой?). После этого патриарх должен помазать на царство царя, и это будет тоже "истинное помазание" - не такое, как в Византии, а настоящее таинство! (То, что по форме оно не будет отличаться от помазания в Константинополе или Омске - не важно. Раз ни там, ни там уже, мол, не верят в особую царскую харизму, значит, у них ее уже и не может быть.)
Кстати, Вы случайно не смотрели в интернете видео с Кириллом Ласкарисом? Он после какой-то премьеры неофициально заявил, что Московию нужно ссорить с Сибирью, это в интересах Империи и Партия Реформ будет вести соответствующую политику… Его в этот момент кто-то снял на телефон - было много толков на эту тему. А Ласкарис, как мне все чаще кажется, тоже фигура несамостоятельная. Как Вы понимаете, дальше можно выстраивать конспирологическую цепочку, но теперь недосуг, просто вспомнилось.
Так вот, мне уже думается, что Лежнев решил сохранить диск именно ради этого "Исповедания" - как память о себе, на всякий случай. А насчет того, знает что-то Харитон или нет, тут Вам решать, ничего сказать не могу. Но он вполне мог быть с вами искренен. Просто Лежнев был когда-то для него такой харизматичной фигурой, что он не мог так вот спокойно нарушить его волю, даже полностью разочаровавшись. Психологически это очень объяснимо, мне кажется. Да Вы же сами сказали, что Харитон помог Лежневу устроиться в обитель, несмотря на всю ту историю, и сверток потом этот астиномам не отдал - значит, он к нему до самого конца хорошо относился. Так что ему в самом деле было бы неудобно просто выбросить этот сверток, вот он и решил переложить ответственность на кого-то, кто никаких обещаний Лежневу не давал.
Насчет цитаты про царя Иоанна - как все-таки странно, что Лежнев не понимал самой элементарной вещи: государство только и стоит на взаимной ответственности, ни на чем другом оно стоять просто не может! Или ему у нас так не нравилось, что он захотел свое воображаемое государство строить на иных началах? Впрочем, этого мы уже никогда не узнаем.
А про допустимость войны чужими руками и на чужой территории я вот что понял. Вернее, прочитал в отрывках его записной книжки - судя по датам и кое-каким отсылкам, там очень многое стерто. Лежнев говорит, что разочаровался в возможности прямой борьбы с коммунизмом, понял, что революция не для него, да и не готов к ней сейчас никто, но и без революции все должно рухнуть само собой, поэтому думать надо не об этом, а о будущем (после того, как власть рухнет) насаждении веры. Именно тогда он начал искать возможности покинуть страну. Выражается он буквально так: "Этому стаду, этой серой биомассе ни на какое сопротивление никогда не подняться, освобождение должно произойти внезапно и, возможно, с участием внешних сил… Точно так же и веру можно принести только извне - как раньше, из Греции". Иные бы увидели здесь (по крайней мере в слове "внезапно") пророчество, но, по-моему, просто совпадение.
Теперь самое интересное. (Хотя для меня, конечно, самым интересным является неведомая рукопись, которую они нашли!) Для кого составлялось "Исповедание"? Ведь катакомбной церкви как таковой в Московии нет, это было известно о. Андрею лучше, чем кому бы то ни было. Есть отдельные священники, но им ли избирать патриарха? И из кого? Но представьте себе, Лежнев придумал, из кого! На диске есть обширный текст, где он рассказывает невидимым собеседникам о движении "Проис". Это такая неформальная ассоциация врачей - но, как я понял, не только врачей, а и шарлатанов, которые практикуют всякие нетрадиционные методы "исцелений", от народной медицины и наложения рук до каких-то бормотаний над водой. Лежнев признает, что они пока что далеки от православия, но при этом допускает, что их можно принять в Церковь при соблюдении определенных условий. Я даже подозреваю, что среди них существуют лица с какими-то крайне сомнительными хиротониями, непонятно от кого полученными. Тем не менее, Лежнев доказывает, что "Проис" ближе к "истинно-православным", чем кто бы то ни было, потому что эти люди постоянно обращаются ко Всевышнему в своей практике и на Бога надеются больше, чем на медицину. Якобы стоит им отречься от самых одиозных методов, прочитать православное исповедание - et voilà! Любой священник может помазать их миром - и странные хиротонии окажутся настоящими, лишь бы только у них сохранялась аскетическая направленность и вера в свою миссию. "Делать нечего, - говорит Лежнев, - все равно в условиях коммунистического гнета могло выжить христианство только в таких формах, а они еще и истинно верующие - ведь разве иначе их целительство имело бы успех?"
Вы, вероятно, спросите: зачем ему все это было нужно? Разве нельзя было подождать, пока в Московии появятся верующие, общины, заведется по установленному порядку священство и епископат? Нет, он не мог! Он все время спешит, не может ждать  - просто такой человек. Людей вообще можно разделить на две группы: те, кто способен принять тот факт, что от них в каких-то случаях ничего не зависит, и те, кто не способен. Последние - совершенно особый тип! Они будут биться головой о стену, пытаться вычерпать море… словом, толкать Сфинкса на пирамиду, как говорят в Египте. А поскольку энергии у них обычно хоть отбавляй, они могут становиться и опасными - если не для окружающих, то для себя уж точно. Я встречал таких людей и в жизни, и в истории. Твердокаменных философов, безжалостных стратигов, фанатичных ученых - последние даже на моих глазах связывались со всякими проходимцами, если только знакомство обещала продвижение их гениальных теорий. Кстати, идеи, порой, действительно бывали гениальными, но методы их популяризации губили все на корню.
Но вот обнаружить такой напор в священнослужителе - это все-таки странно. Вроде бы он должен исходить из того, что такое дело должно строиться… не совсем человеческими руками, правда? Что если не будет дано свыше, то нечего и надеяться на успех, и что нужно соответствовать чему-то там, тогда будет и помощь - ведь люди церковные должны рассуждать именно так? Ну, впрочем, он сам-то вроде бы стремился соответствовать - судя по рассказам, в том числе Вашим, его личный аскетизм сомнений не вызывает. Между прочим, да, Вашей догадке, что он пытался создать здесь на приходе некое идеальное сообщество, есть смысл, но если даже приход стал для него экспериментальным полем, я все равно не понимаю, как он собирался привить весь этот образ жизни другим, да еще массово. На одном приходе он еще мог это делать, но ведь он при этом за всеми день и ночь следил, исповедовал, копался в помыслах, епитимии накладывал. А если целая страна? Неужели он ее рассчитывал привести в нужное устроение при помощи кучки "чудотворцев"? Не постигаю.
При чтении диска иногда кажется что Лежнев отсюда, из Афин управлял невидимой тайной империей - с такой решительностью и самоуверенностью он пишет свои циркуляры и рекомендации невидимым адресатам. Только существовали ли они в реальности? Не порождение ли они его воображения?
Интересный все-таки был человек! Что ему было нужно, как он представлял себе эту Святую Русь - такой великий всемирный халифат, который и не снился изнеженным амирийским эмирам, только православный?
Главное, ведь ничего из того, что он пишет про государство Грозного, в действительности не существовало - никакого настроенного на один лад организма, где все встают по команде, молятся по команде и поют псалмы по знаку невидимого доместика! Но, сказать по правде, если бы такое "служение" действительно было бы угодно Богу, от такого Бога впору было бы отписаться (простите за резкость). Но в реальности-то - почитать хотя бы только про покорение Сибири… В реальности был просто бред сначала полубезумного, а потом и вовсе безумного тирана, у которого перекорежило личность от сознания сверхценности своего помазанничества и священной власти. Вот и все "святое государство"…
Но все же - тайник. Давайте попытаемся его найти! В этом - безусловное положительное содержание проделанной мной работы. Может быть, ради описания тайника и диск сохранен? Но ведь для себя описание тайников редко сохраняют - значит, это для кого-то другого? Правда, мне почему-то кажется, что содержимое тайника Лежнева очень мало интересовало…
С нетерпением жду ответа.
Ваш ФК.

—————————————————————————————————

От кого: "Афинаида Стефанити" <athenais.stephanite@graphe.koin>
Кому: "Феодор Киннам" <theodoros.kinnamos@graphe.koin>
Отправлено: Среда, 8 сентября 2011 20:32
Тема: Re: тексты с диска
———
Здравствуйте, господин Киннам!
История становится все сложнее и запутаннее! И все меньше мне нравится… Нет, я вовсе не разволновалась, я просто грущу. Если б не работа и диссертация, только бы и думала сейчас про несчастного о. Андрея и весь наш тот приход, про нашу странную прошедшую, пропавшую даром жизнь. Я думала, все давно кончилось, но призраки, оказывается, стояли рядом, за ширмой…
(С ума сойти, у меня завтра предзащита, а я о ней совсем не думаю! обсуждаю тут с Вами Лежнева… Знаю, Вы скажете, что это хорошо, так и надо :) Я и сама думаю, что хорошо, когда меньше нервничаешь перед ответственным делом.)
Конечно же, я знаю о пустыньке - это маленький храм, по размеру как часовня, который мы построили в горах, недалеко от монастыря. Таскали туда камни в мешках… даже вспомнить страшно. Но Лежнев уверял, что место какое-то особо благодатное, любил там служить. Я там не была уже несколько лет, и что там, не представляю, но не думаю, чтобы туда было опасно наведаться - это ведь просто храмик и ничего больше.
Я закончила читать брошюрку Лежнева, хоть и не без труда - теперь все это кажется каким-то бредом… Но про "Проис" там ничего нет. Правда, я тут вспомнила, что однажды заболела и пошла к Лежневу за благословением на посещение врача. Он как-то поморщился, пожал плечами, но сказал: ступай. И добавил: "Только имей в виду, что все здешние врачи - безбожники, верят лишь в свои таблетки… Не то, что в Московии!" Я тогда подумала, что там, видно, с медициной все совсем плохо, но теперь догадываюсь, что он другое имел в виду…
Зато я нашла статью про проклятие, тяготеющее над "Русью Святой"! Называется "Россия перед Вторым Пришествием". Лежнев там говорит, что люди, записанные в Синодик Грозного, это и преступники, и жертвы одновременно. Даже скорее жертвы, и невинные, потому что преступниками поневоле их сделали те, кто противился царю! Мол, он просто вынужден был класть в фундамент своего идеального государства сотни казненных, как мертвые камни. А чтобы здание стояло прочно, нужно постоянно об этих жертвах вспоминать и молить за них Бога. Но постройка, по грехам людским, быстро рухнула, синодики потерялись, настала смута и никакой теократии не получилось. И вот, кто снимет это проклятье, тот и возродить Русь, как предрек старец Серафим… При этом Лежнев предлагает именно возвратиться вспять, в 16 век, и оттуда начать "новый путь вперед". Никакие события последних ста лет его не интересуют - ни собор, ни восстановление патриаршества, ни даже монархия в Сибири. Все это, мол, неправильное…
Мне прямо стало жалко в какой-то момент, что я раньше всего этого не прочила: может, хватило бы ума сбежать куда подальше? Хотя вряд ли… Но, честное слово, разговоры об аскетике, молитвенных озарениях, нетварном Свете были и интереснее, и не в пример умнее всей этой странной "политики". Даже удивительно, что после Исаака Сирина нашим прихожанам оказалось возможно подсунуть такие рассуждения! Или, может, все проявили к ним столько же "интереса", сколько я? :)) Очень может быть, мы ведь политику воспринимали как нечто совсем чуждое… Тут молиться некогда, поститься по уставу сил нет, к чему нам еще идеологические выкладки, касающиеся неведомой страны, когда мы и в византийскую политику не вникали?
Кстати, я заметила такую вещь при чтении этой брошюрки. В русском благочестии 16 в. первичной была именно светская власть. Грозный ведь даже помазан не был, а самомнения - ого-го сколько! Но потом уже вроде бы неудобно стало царям без патриархов - вот патриархи и появились. А у Лежнева все наоборот - и здесь я вижу наше, византийское влияние: сначала нужно поставить патриарха, а уж он потом помажет царя. Да, и самостоятельные митрополиты всероссийские в Москве ведь тоже так появились - когда там решили, что в Константинополе "царство" из-за примирения с Мехметом "испроказилась", то для "истинного", московского царства, для Третьего Рима, понадобилось и соответствующее "священство" (я правильно понимаю?). Вернее, не только из-за примирения они нас перестали признавать, а прежде всего из-за того, что влиятельных имамов слишком быстро сделали священниками и даже епископами - а их бы, мол, в иерархию вообще нельзя было допускать… Вот так!
Я тоже не до конца понимаю целей о. Андрея, но, возможно, наша общинка действительно представляла собой некое опытное поле. Только вот для чего? Если честно, я не думаю, что он на нас отрабатывал модели будущей русской духовной жизни - уж, скорее, учился управлять… Впрочем, не знаю. Противно все же думать, что тебя использовали как подопытное животное…
И все-таки жаль мне его. В какую бездну себя человек загнал из-за своих фантазий! Ведь теперь уже никто не вспомнит его молитв, его проповедей, бесед - а ведь там он все-таки говорил и много полезного, несмотря ни на что. Но вспоминать будут только безумную историю с контрабандистами и вот еще с этим Синодиком непонятным…
Что же это может быть за рукопись такая в тайнике? Не представляю. Лежнев вообще-то всегда говорил, что для дела пригодится все, абсолютно все. Подозреваю, что тут или какая-то тайна, или он - даже он - признал эту книгу вредной. Но все же не уничтожил находку, а тщательно спрятал! Впрочем, Вас все это, наверное, только подзадорит :)
Что ж, ближайшие выходные у меня свободны, можно съездить туда, если Вы не против.
До завтра!
А. 

—————————————————————————————————


Закончив, Афинаида оттолкнула от себя клавиатуру. На самом деле ей хотелось написать: «Я желала бы, чтобы этот тайник оказался на краю света и нам пришлось бродить по горам вдвоем месяц за месяцем…» 


оглавление —————


4 комментария:

  1. "причем мы бывали рады и такому, рады мимолетному вниманию." наверное, второе слово "рады" лишнее

    ОтветитьУдалить
  2. "Я очень прошу Вас никому ни при каких обстоятельствах об этой находке не говорить. Также и о содержании моих писем" -- и всю эту секретность он по мэйлу писал? Бонд, Джеймс Бонд...

    ОтветитьУдалить
  3. "Грозный ведь даже помазан не был" -- правда? А википедия пишет, что миром его помазали. Или это что-то другое?

    ОтветитьУдалить
  4. По-Вашему, вся эта почта читается что ли? это уже паранойя ))

    При чем тут Вики? наш Грозный не обязан быть во всем идентичным здешнему вообще-то.

    ОтветитьУдалить

Схолия